Настолько ли плохи самые критикуемые альбомы Metallica и правда ли все, что о них говорят (личное мнение).
После выматывающего тура в поддержку Черного альбома Хэтфилду и компании требовался отдых. Слава летела впереди них, и группу звали в самые отдаленные уголки планеты. Турне длилось в период с 1991 по 1995 года - каторжный труд. В 1995 году Metallica вместе с продюсером Бобом Роком засела в студии, чтобы записать свой шестой альбом. Использовались материалы и наработки с совместных джемов и репетиций. Вопросы от прессы сыпались один за другим: на что будет похож новый альбом? Повторит ли он успех своего предшественника? Окончательно ли отвернулась Metallica от трэша, который сама и создала? Не всем был приятен тот факт, что музыканты носили теперь короткие стрижки. А когда вышли фотографии к альбому, фанаты и вовсе были повержены в шок: металом здесь явно не пахло. Кирк, смахивающий на сутенера; Джеймс, похожий на мафию конца 50-ых, курит сигару; Джейсон и Ларс, сидящие за выпивкой - в дорогих костюмах. Это уже не трэш - это ретро-блюз или того хуже...
Однако самое главное в альбоме - музыка. Load, вышедший 4 июня 1996, разошелся в первую неделю тиражом в 680000 копий. И сразу же на группу обрушилась волна критики. Почему песни звучат как блюз-рок 60-70-ых? Куда подевались скорость и напряженность? Почему Metallica стала писать кантри-баллады?! ГДЕ МЕТАЛ?! Сама группа ничуть не жалела о содеянном - их музыкальные вкусы слишком изменились. Джеймс Хэтфилд стал интересоваться кантри певцами и Ником Кейвом. Ларс, преданный фэн НВБХМ заслушивался блюзом и брит-попом. Неудивительно, что альбом получился таким. Не знаю, что там считают остальные, но мне альбом нравится. Load - это просто другая Metallica, а не те хэви-метал монстры из 1980-ых. У них появилось желание экспериментировать. Уже с выходом Черного альбома стало понятно, что прежний стиль группа потихоньку оставляет в прошлом. Я люблю как старый, так и новый стиль. По-моему, в таких песнях как Aint My Bitch и King Nothing не меньше энергии, чем в треках с Ride The Lightning и Kill em All. Фэны никогда не сойдутся во мнении. Мне, в общем, понятны их недовольства - не всем понравится, когда вместо Disposable Heroes ты получаешь Mama Said. Но чтоб не возникало путаницы, давайте пройдем все треки по порядку.
Открывашка альбома - Aint My Bitch - одна из самых "качевых" на пластинке. Для меня это вообще любимый трек. Интенсивный основной рифф не дает расслабится, а бас-гитара Джейсона звучит максимально плотно и жестко - куда там сухому и механическому ...And Justice For All? Рев Хэтфилда на припеве вызывает благоговение. Но роковое соло Хэммета на слайд-гитаре звучит странно - невольно задумываешься: неужели и дальше будет то же самое?
2х4 сбавляет радость - трек ничем не интересен кроме начального риффа и впечатление на меня не произвел. Песня даже занудна - переслушивать много раз мне ее точно не захочется.
The House That Jack Built - очень странная песня. Необычные звуки после соло - это голос, пропущенный через эффект вау-вау. Если честно, ощущение такое, что кого-то тошнит прямо в у микрофона. Джеймс опять поет о наркотиках - здесь еще больше откровения, чем в Master Of Puppets. Но вот музыка склеена очень неряшливо.
Зато Until It Sleeps звучит намного лучше - мягкая баллада перерастает в жесткий трек. Эта песня - о борьбе со смертельной болезнью. Отец Хэтфилда умер от рака незадолго до выхода альбома, и это, несомненно, оставило свой отпечаток на его творчестве. Этот текст (по моему мнению) - лучший на альбоме.
King Nothing - возвращение к хард-роковому началу альбома. Когда я услышал заглавный рифф в первый раз, то скакал как сумасшедший. Энергия потрясающая! Очень круто! Песня четкая и связная - нет никаких лишних моментов. Бас Джейсона в начале звучит очень осторожно - звук как бы подкрадывается к ушам. Вокал Хэтфилда мрачен и злораден. Если и есть самые крутые песни в стиле рока у Metallica - то все они на этом альбоме.
Hero Of The Day - динамичная и мягкая баллада одновременно. Этот эксперимент прошел очень удачно - легкие, невесомые куплеты идеально сочетаются с жестокими припевами.
О Bleeding Me мне сказать почти нечего - этой песней я заслушиваюсь до сих пор. Музыка заставляет волноваться, злиться и грустить. Мелодия неуловима и тревожна. Катарсис в конце просто сносит крышу. Вокал Джеймса невероятен - лучший на альбоме. Группа так прекрасно передает всю тревогу отчаяние, описанную в тексте, что я подумал: это вышка, лучше на альбоме уже не будет.
Cure - простая песня, не очень запоминающаяся. Соло Кирка звучит интересно и... и все.
Poor Twisted Me - лучшая, как мне кажется, песня в стиле рок-блюза на всем альбоме. Звуки реверберированы, что заставляет сконцентрироваться именно на самих риффах. Слова песни не очень хорошо прослушиваются, но звучит сам трек весьма неплохо.
Wasting My Hate словно вспарывает уши - после 8 песен в среднем темпе трек заставляет буквально вскочить с дивана и начать трясти головой. Динамика потрясающая - еле слышное вступление сразу трансформируется в колкий агрессивный рифф, а едкий вокал просто замечателен.
Mama Said - самая обсуждаемая песня на альбоме. Одни фанаты готовы убивать за одно лишь ее упоминание, другие относятся к ней просто с равнодушием, а третьи считают ее если не отличной, то хотя бы красиво звучащей. Я отношусь к последнему типу. Песня мне нравится - она (что немаловажно) заставляет задуматься об отношениях. И не обязательно с матерью - просто с людьми. А если стихи заставляют начать анализировать - значит чего-то они стоят.
Thorn Within - мощный, но не запоминающийся трек. Сразу видно - музыканты, если и отошли от стиля трэш-метала, то слово "тяжелый" они точно не забыли. В песне очень странное соло - я даже не знаю, с чем его сравнить. Но звук мелодичен, а вокал на высоте. Мощь, которой наполнена песня, очень кстати, иначе середина альбома провисла совсем.
Рифф Ronnie напоминает о песнях рок-групп скажем AC/DC. В этой песне не совсем удачно подобранны текст и музыка - агрессивным словам больше бы подходили напряженные риффы. Но что есть, то есть. Слушая песню начинаешь незаметно смеяться - можно подумать, что к составу группы присоединился Ангус Янг...
Когда я узнал, что The Outlaw Torn - скучный трек на 10 минут, то желание слушать его у меня отпало. Но когда я все таки решился и включил его, то понял, насколько ошибался. Последний трек альбома просто шедевр! Рифф, начинающийся после вступления, по мощи может сравниться с Aint My Bitch и King Nothing. Джеймс поет своим фирменным хриплым рыком - то, что нужно. Но что меня потрясло больше всего - это соло. Я просто покрылся мурашками, когда после затишья, из ниоткуда, обрушился мощный гитарный звук под удары барабанов, схожие с арт-обстрелом. Для меня это - лучшее соло на всем альбоме!
Итак, какой вывод можно сделать? Load - это не провал (как считают многие), и не поражение. До уровня Master Of Puppets и Черного альбома он конечно же не дотягивает. Но хороших песен на нем очень много. Портят его слишком большое время звучания (79 мин) и неряшливость в построении некоторых песен. Но никак не отречение группы от старого стиля. Metallica просто стала более взрослой - ей уже не нужен постоянный шум и оголтелые безбашенные песни-боевики. В их песнях появляется склонность к самоанализу, а самоанализ не требует постоянных ярости и злости. Трэш-метал - это прекрасно. Я обожаю и часто переслушиваю Master..., And Justice..., Ride... - все они шедевральны и достойны уважения. Но Load имеет место быть. А любить или ненавидеть его - ваше право.
Скоро последует часть 2)