Конечно, все субъективно и сказать, что есть определенная формула запоминания большого количества текста, было бы глупо. Есть люди, которые учат роли на раз, у нас в театре есть один актер, который после двух-трех репетиций уже знает все свои реплики. А есть, кто до самой премьеры подглядывает в пьесу.
Я помню период своего поступления, мне всегда сложно давались басни и стихотворения, одно слово мимо и сразу перелом ямбов и хореев. Стоишь и думаешь, как вырулить гладкий текст автора.
А когда я взялся учить прозу, мне показалось это невозможным, в стихотворении, хотя бы есть ритм, который помогает тебе учить, одна строчка толкает другую, в прозе его нет, ты просто должен знать и всё. Мало того еще и надо играть другую личность.
По своим наблюдениям я вывел несколько моделей зазубривания текста автора.
Первый:
Техническое запоминание, то есть человек способен учить текст, как раньше учили стихотворения в школе. Конечно с непривычки это тяжело, но потом вырабатывается навык со временем, как правило такие мозговитые актеры еще и запоминают реплики других актеров, потому что реплики, как правило в диалогах, и для того что бы знать, когда ты говоришь свой текст, ты должен знать, когда заканчивается текст твоего коллеги.
С такими актерами легко работать в плане текста , но это не всегда хорошо потому что человек в своей голове запоминает не только текст, но и интонации, с которыми он их учит. И живой разговор на сцене превращается в машинальное выплевывание своих реплик, пропадает момент, так называемого проживания .
Второй:
Актеры учат «в ноги», то есть во время постановки спектакля, когда режиссёр тебе говорит: «А теперь ты идешь туда и говоришь вот это, тут встаешь и говоришь вот это». Ты запоминаешь свои реплики за счет организации своих физических действий.
Как правило, таких актеров попроси сказать реплику: «Помнишь, где мы на лавке сидим, что ты там мне говоришь?». То он не сможет сориентироваться, ему надо в голове быстро прокрутить спектакль до того момента, когда он садится на лавку. То есть запоминает больше тело, чем голова.
Третий:
Актер запоминает суть сцены, идет от главного события в тексте, можно назвать - «Эмоциональным» запоминанием. Например он знает, что эта сцена о том, что он приходит усталый с работы, а супруга достает его глупыми вопросами, он не хочет на них отвечать, и потому все реплики всплывают от характера и сути происходящего, так как он внутри себя настраивается на этот эмоциональный фон. Отсюда тотальное понимание диалога. Он знает если она спрашивает: «Как прошел день», то он отвечает: «Не задавай глупых вопросов этот день еще не прошел». Потому что он знает, что не хочет общаться, и эта эмоция помогает вывести на реплику. Скорее всего, это происходит на интуитивном уровне.
Про монологи:
Но самое сложное для меня на театральной сцене - это произносить монологи. Монолог - это всегда откровение перед зрителем, где только ты один, и никто тебя не спасет, если ты поймаешь «белый лист». Как по мне, если бы не обычная зубрежка и подкладывание своего внутреннего переживания, которое помогает ориентироваться и толкать текст, то его просто нельзя выучить, а вместе с тем донести замысел режиссера.
Конечно добавьте к тому, что как правило у театров минимум 40 репетиционных точек на постановку. За 40 подходов к тексту, что то, да ложиться очень быстро, и это как правило моменты, которые тебе максимально близки, как к личности. Но бывает текст на сопротивление, он просто не запоминается и все. Последний ключ, это вступить в соавторство с писателем, и промять текст немного под себя, это последнее к чему прибегает актер, когда единственное, что остается, изменить некоторые моменты, которые никак не даются, на «Как бы я это сказал, а не, например, Булгаков».
Так что если вы знаете, что автор так не писал, то скорее всего актер не чувствует текста и импровизирует.
Добрые читатели, буду очень признателен, если Вы поддержите мой канал ПОДПИСКОЙ и ЛАЙКОМ. Спасибо, Вам за чтение моего «Дневника».