9 мая 2019 года исполняется 74 года со дня окончания Второй мировой войны в Европе. Эта человеческая катастрофа затронула миллиарды людей, и ее остатки сохранились до наших дней. Возможно, ни одна другая страна не страдала от такого шрама, как Советский Союз, где вторжение смертельных нацистских сил совпало с ужасами сталинизма.
Вот список советских и российских фильмов, которые представляют войну, как она есть - разрушительный ужас, бросающий вызов самому понятию человечества. Внимание обращается на фильмы, которые фокусируются на людях, а не на ура-патриотизме и героизме, столь любимой официальными кругами.
Я представляю эти фильмы в хронологическом порядке, а не в списке по рейтингу. Искусство не спорт, и субъективность оценок не так важна, как понимание причинно-следственной связи.
1. Машенька (1942) реж. Юлий Райзман
Этот короткий, камерный фильм выделяется среди советских постановок, ведущих к войне. Здесь акцент делается не на Великом коллективе или марше к блестящему будущему, а на личном опыте. На протяжении всего фильма он остается на героине, показывая ее жизнь, радости и печали. Простая телеграфистка, которая учится на медсестру, Машенька находит любовь и теряет ее, смеется и плачет, надеется и горюет. А потом начинается война.
В картине речь идет о финской войне, но поскольку фильм не был закончен и выпущен до 1942 года, которые может дать ее окончание. Есть много примечательных сцен, но неоднозначная концовка-самая яркая часть фильма.
После краткого воссоединения со своей любовью на дороге военного времени и расставания с пониманием, что они еще встретятся, счастливая и машущая фигура Машеньки обрамлена силуэтами машин и скачущих кавалеристов. Зритель остается со смесью беспокойства и надежды.
Подобно мосту Ватерлоо и кратким встречам, Машенька остается наблюдательной, концентрируясь на человеческом и гуманном. Счастье, показанное здесь, является частным и личным. Непрерывно задерживаясь на лице героини, улавливая и тени печали, и лучи радости, которые она излучает, эта пронзительная мелодрама остается ярким примером лирики и надежды.
2. Два бойца (1943) реж. Леонид Луков
Два титульных солдата-простые пулеметчики на Ленинградском фронте. Они сражаются с врагом, едут по редким листьям в город, спят, едят и поют в окопах. Затем между ними возникает трещина, но она устраняется на поле боя. Конец.
Что же тогда делает этот простой фильм таким смотрибельным? Отличная характеристика и сосредоточенность на простых вещах в жизни. Не слава, доблесть или жизнь за партию и / или Родину, а-дружба, товарищество, песни. Один из них-кузнец с Уральских гор, угрюмый и дородный малый. Другой - Судостроитель из Одессы, молниеносный с эмоциями, шутками, ответами, колкостями и песнями, во многом в духе своего родного города. Самое высокое начальство, которое мы видим, - это их командир батальона.
Песни заслуживают особого упоминания, так как они до сих пор исполняются в России. Одна из них - душераздирающая «Темная ночь», ночь войны и надежда вернуться домой. В этих песнях нет ничего политического, все человеческого. Как и этот фильм. Особо следует упомянуть о реалистично снятых боевых эпизодах (хотя все они были сделаны на студийном участке).
3. Радуга (1943) Реж. Марк Донской
Этот фильм оказал влияние на обе стороны Атлантики. Это замечательно в своем эмоциональном и мощном изображении жизни под нацистской оккупацией. Мучительные сцены следуют друг за другом - женщина идет босиком по снегу. Жизнь новорожденного заканчивается жестоко через несколько часов после рождения. 10-летнего мальчика застрелили за то, что он пытался подкрасться к заключенным (его семья смотрит из окна, а его смерть отмечена бесстрастным «Мама, Миша упал».).
Позже его семья похоронила его под грязным полом в своей хижине, и они все ходили взад и вперед, чтобы выровнять холм. Скучающий и холодный немецкий солдат играет в игру «eenie-meenie-miny-moe», нацеливаясь на группу детей, слишком молодых, чтобы даже понять опасность.
Титульная радуга появляется только в конце как проблеск надежды, после того, как суровое испытание скорбящей матери закончилось на виселице. Автор сценария Ванда Василевская также написала сценарий, и решение сосредоточить внимание на тяжелом положении женщин и детей в условиях насилия окупается. Он был показан к признанию в Америке, получив почетный Оскар.
4. Солдаты (1956) реж. Александр Иванов
После продолжительного периода чиновничества, когда товарищ Сталин и Партия были провозглашены главными героями, появился новый взгляд на недалекую войну. Новелла Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» вышла к свету в 1946 году, а через 10 лет ему удалось сделать из нее гуманистический, демогенизированный сценарий.
Как следует из названия, это история о солдатах, об их жизни в бою и в редкие моменты между боями. Главные герои, лейтенант и пара рядовых, отступают из Харькова в Сталинград, переназначаются, переходят от обороны к нападению и обратно, едят, пьют, спят, курят, ранены и госпитализированы - все изо дня в день подробности здесь, представлены на самом деле и без пафоса.
Более того, ставится под сомнение цена войны, а также отношение и дорогостоящее невежество высшего командования. Кроме того, этот фильм дал великому русскому актеру Иннокентию Смоктуновскому его первую заметную роль (он продолжит играть Гамлета, Чайковского и Дядю Ваню с большим признанием).
5. Летят журавли (1957) Реж. Михаил Калатозов
Этот необычный фильм в одиночку подарил советскому кинематографу новый творческий толчок. Здесь присутствуют идеально комбинированный гуманистический сценарий Михаила Розова, современное и реальное актерское мастерство, уверенное руководство Калатозова и, конечно же, ослепительная кинематография Сергея Урусевского.
История любви, разрушенной войной, разрушенной семьи и окончательного искупления Вероники, привлекает внимание, сохраняет эмоциональное превосходство и дает целый ряд ощущений. После примерно двух десятилетий подозрения в «формализме» форма здесь наносит удары с удвоенной силой, напоминая головокружительные дни Эйзенштейна, Вертова, Кулешова, Довженко и других ранних мастеров монтажа, формирующих язык кино.
Урусевский, кинематографист с образованием художника (и сам по себе талантливый художник), возвращает сюда мощную мобильность камеры и поразительные образы.
Заслуживает внимания в целом, но особенно выделяются несколько сцен - любовники, приветствующие утро вместе, сцена Вероники, мчащейся сквозь мобилизованные толпы, чтобы попрощаться, момент, когда она сталкивается с разбомбленной квартирой и потерей семья и, конечно же, легендарная сцена смерти для Бориса, где чудом закручивающихся кадров и множественных экспозиций блестяще передан зрителям жизненный опыт, преждевременно оборванный. Palme d’Or( Пальмовая ветвь) не является его настоящей наградой, но его актуальность и мастерство сохраняются.
6. Баллада о солдате (1959) Реж. Григорий Чухрай
Продолжая добрую традицию, что «Летят журавли», этот гуманный и хорошо сделанный фильм вызвал эмоции далеко за пределами железного занавеса. Несмотря на то, что он не настолько технически ошеломляющий, как шедевр Калатозова, его структура и сплоченность делают его очень достойным равным. Далее, продолжая юношеский дух Хрущевской оттепели, в нем представлены два очень молодых актера в главных ролях.
Солдат звания Алеша. Больше из страха и самосохранения, чем из смелости, он совершает героический поступок и получает отпуск на неделю. Он едет по рельсам обратно в родную деревню. Но путешествие и встречи, которые он совершает, занимают большую часть его отпуска.
По дороге он встречает Шуру, девушку, которая путешествует одна. Вместе они встречают разных людей - некоторых хороших, некоторых несчастных, некоторых совершенно уродливых. Алеша способен помочь нуждающимся благодаря своей открытости и позитивности. Особенно запоминающейся является сцена, где они встречают недавнего человека с ампутированной конечностью, который чувствует себя бесполезным и самоубийственным.
Талантливый актер Евгений Урбанский практически ворует сцену своим напряженным исполнением. Алёша и Шура расстаются с надеждой и пониманием своего чувства друг к другу. Он может только увидеть свою мать ненадолго, прежде чем вернуться. Предупреждение о спойлере - в начале есть спойлер, где голос за кадром упоминает, что Алеша погибнет на войне.
Но в конце зритель все еще остается с хорошим чувством надежды. Успех фильма на кинофестивале в Сан-Франциско и номинация на Оскар за лучший оригинальный сценарий заслужены.
7. Судьба человека (1959) Реж. Сергей Бондарчук
Вместе с << Летят журавли >> и << Баллада о солдате >>, образующие неформальную и влиятельную трилогию периода оттепели. Он слегка склоняется к монументализму (множество низкоугловых снимков главного героя), в основном из-за того, что дебютировавший режиссер был одним из ведущих актеров СССР, который сыграл себя в главной роли. Но это более чем компенсирует его важным и новым посланием сострадания к военнопленным, которых при Сталине преследовали и преследовали.
Рассказ Михаила Шолохова точно адаптирован к экрану. Русский человек создает семью, преодолевая свой алкоголизм в процессе, но теряет всех, кого любит во время войны, и проходит через ад концентрации военнопленных. Он становится одиноким и опустошенным дальнобойщиком, пока не усыновляет осиротевшего мальчика, тем самым обретая новый смысл жизни и перестраивая свою судьбу.
Для дебюта режиссура Бондарчука солидна, а его актерская игра мощна, как всегда. Сцены концлагеря ставятся как экспрессионистский фильм ужасов, с силой человеческого духа, стойкого и преодолевающего трудности.
Сцена, где герой выигрывает свою жизнь в пьющей игре, в которой нацисты заставляют его принять участие, занимает центральное место в фильме (мы не можем не аплодировать ему, когда он говорит: «Я никогда не гонюсь за первым выстрелом»). В целом, трогательный фильм, который продолжает гуманистический дух оттепели и десталинизации.
8. Мир входящему (1961) Реж. Александр Алов и Владимир Наумов
В японском театре есть понятие «мичиюки», буквально переводимое как «идти по дороге». Сцены Мичиюки исполняются путешественниками, путешествующими из одного места в другое. Нигде дорога не является более важной, чем на войне, где каждый шаг может быть сложным и коварным. Это хорошо представлено в этом пацифистском дорожном фильме.
Молодой лейтенант, только что закончивший школу офицеров, прибывает в Германию за несколько дней до подписания мира. Он стремится идти на передовую. Вместо этого он получает очень нереальное задание по наблюдению за транспортировкой в больницу двух пациентов - солдата в шоке и немецкой женщины, которая должна родить.
Недоразумения здесь поразительны - лейтенант мало знает о жизни и войне, немецкая женщина говорит только по-немецки, счастливый водитель - болтун, который просто болтает обо всем на свете. Самым молчаливым персонажем является раненый глухонемой солдат (который также только что узнал, что у него нет семьи, куда можно вернуться домой), зомби в шрамах от войны (мощное безмолвное изображение актера).
И недопонимания продолжаются по пути, пока они путешествуют по истерзанной войной Германии. Они теряются, сталкиваются с выжившими в концентрационных лагерях (только один из которых говорит на очень ломаном русском языке), а также с живым американским солдатом (которого играет Николай Гринько), который, естественно, говорит только по-английски (но любит жизнь, пиво и танцевать Чарльстон).
По пути молодой лейтенант немного лучше понимает жизнь, войну и мир, в то время как немецкая женщина и раненый солдат изгоняют некоторых своих демонов. Последний выстрел, когда новорожденный избавляется от груды снятого с вооружения оружия, является мощным символом жизненного триумфа над смертью и разрушением.