К началу германского вторжения, в танковых частях РККА было чуть больше четырёх тысяч машин способных своим ходом преодолевать водные преграды, встающие на пути следования наступающих войск... Это были танки лёгкого типа, такие как Т-37А(1933г.), Т-38(1936г.) и Т-40(1939г.), серийно выпускающиеся заводами до 1941-го года. Плавающие танки могли развивать максимальную скорость на гусеницах до 40 км./в час и от 5 до 10 км/в час на плаву. На всех машинах стояла только противопульная броня от 8 до 13 мм., не способная защитить экипаж(2 человека) от снарядов. Т-37А и Т-38 были вооружены пулемётами ДТ(7,62 мм.), Т-40 был вооружён пулемётом ДШК(12мм.) и пулемётом ДТ(7,62 мм.), правда вместо ДШК могли установить скорострельную пушку (23 мм.). Следует заметить, что к концу мая 1941-го года, у большинства машин моторесурс был сильно изношен, до 40% парка плавающих танков нуждался в серьезном ремонте. С началом войны плавающие танки не использовались по своему прямому назначению. Из за того, что плавающие танки имели слабое пулеметное-пушечное вооружение и не могли на равных бороться с танками Вермахта, на полях войны их использовали в качестве разведывательных. К весне 1942-го года большинство танков были потеряны на фронтах. Только на Ленинградском и Карельском фронтах, где войска долгое время находились в обороне, такие машины удалось сохранить и плавающие танки-амфибии смогли принять участие в форсировании рек и захвате плацдармов на противоположном берегу. В начале сентября 1942 года сформировали три танковых роты по 10 Т-37А и Т-38 для охраны и обороны гарнизонов авиабаз 38-го БАО (Озерки), 50-го БАО (Смольная) и 8-й авиабазы Балтийского флота.
В сентябре 1942 года войска Невской оперативной группы Ленинградского фронта снова захватили плацдарм на левом берегу Невы. Невский «пятачок», удерживавшийся Красной армией с осени 1941 года по весну 1942-го, возродился. Правда, в условиях, когда операция по прорыву блокады потерпела неудачу, наступать с него было уже бессмысленно. Но и оставлять плацдарм советское командование не собиралось. А для немцев он стал источником постоянного беспокойства, мириться с которым было нельзя.
Операция по форсированию Невы началась ночью 26 сентября 1942 года. В первом эшелоне шла рота ОЛТБ – 10 машин. В 4:30 танки спустились к воде, при этом один из них сломался, а у двух других при маневрировании слетели гусеницы (позднее их эвакуировали в тыл). Оставшиеся семь машин вошли в Неву и устремились к левому берегу. Немцы, заметив переправу, осветили реку ракетами и открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь по советским танкам. Один Т-38, пройдя всего 70 метров, наскочил на какой-то подводный предмет и затонул. Еще три машины, подбитые огнем противника, также пошли ко дну. В результате на левый берег Невы вышло всего три танка. Эти машины сильно опередили «плавсредства» десанта, стали поддерживать переправляющихся на шлюпках и лодках бойцов, ведя из своих пулемётов огонь по немецким траншеям, но спустя некоторое время были выведены из строя-группе немецких пехотинцев удалось близко подобраться к танкам и закидать их связками гранат. Экипажи танков попытались вплавь переправится на правый берег, но в воде были расстреляны противником и погибли... В течение последующих нескольких ночей бойцам десанта удалось переправиться на левый берег Невы, закрепиться и отбить у врага небольшой плацдарм. Вместе с пехотой удалось переправить и 29 танков, из них 16 Т-37А и Т-38. Лёгкие танки Т-26(9 машин) и БТ-2(1 машина) были перевезены через реку на паромных понтонах. На плацдарме танки использовались в качестве неподвижных огневых точек. Но из-за открытой местности, сильного артиллерийского огня и бомбежек с воздуха, к 5 октября 1942 года 25 танков было подбито. Экипажи уничтоженных танков действовали как обычные пехотинцы, проявив при этом мужество и героизм... Дольше всего плавающие танки действовали на Карельском фронте.
Ещё сентябре 1941 года, за счет личного состава и материальной части расформированных отдельных разведывательных батальонов стрелковых дивизий, были созданы внештатные бронеотряды, которые поступили в распоряжение командования оперативных групп фронта - Мурманской, Кандалакшской, Кемской и Медвежьегорской. Всего в составе этих групп имелось 38 танков Т-37А и Т-38.
Летом 1944 года было принято решение задействовать все имеющиеся Т-37А, Т-38 и Т-40 Ленинградского и Карельского фронтов в операции по захвату плацдарма на реке Свирь. Помимо 40 плавающих танков в операции должны были принимать участие 100 автомобилей-амфибий (Ford GPA), полученных СССР входе Ленд-Лизовских поставок. Танки и САУ, более весомых калибров, должны были вести огонь с берега, поддерживая десантников огнём, уничтожая финские доты и дзоты. На этом участке, наиболее пригодном для форсирования, река Свирь имела ширину от 250 до 400 метров, глубину 5-7 метров и небольшую скорость течения. Утром 21 июля 1944 года, не дождавшись окончания трехчасовой артподготовки, танки и автомобили начали форсировать реку. Мощная артиллерийская подготовка и внезапность атаки плавающих танков и автомобилей-амфибий не позволили финнам использовать все огневые средства и обеспечили быстрый захват правого берега реки Свирь по фронту до 4 километров. При этом потери 92-го танкового полка составили всего 5 машин. В дальнейшем, по мере переправы стрелковых частей и расширения плацдарма, к вечеру 23 июля на правый берег Свири переправили танковую бригаду, танковый полк и четыре полка САУ, которые расширили и углубили прорыв.
Операция по форсированию реки Свирь стала последним известным эпизодом участия советских плавающих танков в Великой Отечественной войне.
ПОХОЖУЮ СТАТЬЮ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ НИЖЕ
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5cbe4eb41c8e87021bb899a6/5dd12e43a28a2f180f2b828d/edit