В последние несколько лет в стратегиях обращения с отходами происходит переход от удаления отходов к их переработке и рекуперации, и отходы рассматриваются в качестве потенциального нового ресурса. Для мониторинга прогресса в реализации этих стратегий обращения с отходами в рамках государственной политики был разработан широкий спектр показателей.
В данной статье приведен анализ концепции показателя полезности вторичного использования, который отражает потенциальную экологическую экономию, которая может быть получена от переработки продукта по сравнению с экологической нагрузкой первичного производства с последующей его утилизацией. Таким образом, этот показатель основан на оценочных значениях воздействия на окружающую среду, полученных в ходе оценки жизненного цикла (ОЖЦ).
Количественную оценку воздействия на окружающую среду в части потребления ресурсов провели с использованием метода суммарной добычи энергии из окружающей природной среды. Этот показатель был применен к двум случаям переработки пластмассовых отходов во Фландрии: переработка в замкнутом цикле (случай А) и переработка в разомкнутом цикле (случай В). Каждый случай сравнивается со сценарием сжигания и сценарием захоронения отходов.
Наше общество растет за счет добычи и использования природных ресурсов. Тем не менее, многие природные ресурсы на Земле истощаются. Если нынешний уровень использования природных ресурсов сохранится, то для поддержания моделей потребления и производства нам потребуется более чем одна планета.
Чтобы сбалансировать экономический рост и потребление природных ресурсов, наше общество должно более эффективно использовать ресурсы или, иными словами, резко повысить их эффективность. Помимо поиска более эффективных процессов, наиболее очевидным потенциалом является более эффективное управление отходами. Такое управление может быть достигнуто путем предотвращения образования отходов или повторного использования, рекуперации энергии или переработки отходов.
Вместо того, чтобы сосредоточиваться на утилизации отходов, отходы можно рассматривать как потенциальные новые ресурсы, так называемые "отходы как ресурсы". Этот переход от практики удаления отходов к практике использования отходов в качестве ресурсов находит все более широкое применение в стратегиях обращения с отходами, предусмотренных государственной политикой.
Была изучена применимость концепции показателя полезности вторичного использования в двух случаях переработки пластмассовых отходов: в замкнутом цикле переработки (случай А) и в разомкнутом цикле переработки (случай В). Оба случая были сопоставлены со сценарием сжигания и сценарием захоронения отходов. В качестве метода оценки воздействия на окружающую среду была использована методология кумулятивной экстракции энергии из природной среды.
Результаты оценки воздействия на окружающую среду свидетельствуют о наличии вскрышных пород и экономии килограммовых пластиковых отходов с точки зрения потребления ресурсов по каждому сценарию. Кроме того, в случае B чистый баланс показал, что, когда абиотические возобновляемые ресурсы, используемые для создания "зеленой" структуры электроэнергии, считаются свободно доступными, наиболее эффективными являются сценарии сжигания и захоронения отходов с замкнутым циклом рециркуляции. Показатели дают количественные результаты, которые могут быть полезны для разработчиков политики.
Во-первых, результаты показывают, что переработка этих двух потоков пластмассовых отходов во Фландрии является более ресурсоэффективной, чем сжигание или захоронение на свалках.
Во-вторых, результаты показывают, что каскадное использование может увеличить коэффициент полезного использования отходов с разомкнутым контуром.
Разработчики политики могли бы использовать результаты этих показателей в законодательстве о субсидиях и налогах на утилизацию пластмассовых отходов. Возможным вариантом является возврат налога, при котором доходы от сборов за утилизацию используются для субсидирования замкнутого цикла переработки, в то время как незамкнутый цикл переработки остается прежним. Поэтому государство может стимулировать компании к тому, чтобы они выбирали один вид обращения с отходами вместо другого.
В конкретном случае В органы управления могли бы поощрять административные подразделения, такие как муниципалитеты, к закупке продукции (например, уличной мебели), состоящей из переработанных пластмасс, произведенных местными переработчиками, путем введения конкретных критериев в программы государственных закупок экологически чистых товаров.
Это актуально не только с экологической, но и с социальной точки зрения: в ряде исследований уже отмечалось, что переработка обеспечивает больше рабочих мест, чем захоронение отходов и сжигание.
В целом, результаты показывают, что как замкнутый, так и разомкнутый циклы переработки более эффективны с точки зрения использования ресурсов, чем захоронение отходов и сжигание отходов с рекуперацией энергии.