Найти тему

Как изменился опыт прослушивания музыки за последние 25 лет

Оглавление

Несколько месяцев назад меня позвали в гости мои друзья послушать винил и поговорить о музыке. Именно тогда я задумалась о том, как изменился процесс потребления музыкального контента за последние много лет с того момента, как появились устройства, способные воспроизводить голос.

За последние пятьдесят лет прогресс шагнул далеко. От пластинок до стриминга. И каждый такой шаг менял опыт прослушивания музыки. Я хочу поговорить про свой. Пластинки я не застала, зато застала аудиокассеты, поэтому начну с них.

Кассетный опыт

Я еще помню стоящие на улицах ларечки с кассетами, которые просто завораживали меня своим существованием. Там, по ту сторону стекла, было столько незнакомой музыки, которую я не могла услышать. Я всегда старалась найти что-то знакомое в этом потоке неизвестного. Или красивую обложку. Ориентироваться тогда можно было только по названиям групп которых ты знал. Или по привлекательной обложке. Информацию о самом релизе в безинтернетные времена ребенку, не то что подростку, было не найти. Да и интернета с таким обилием ресурсов не было.

-2

Для того, чтобы послушать кассету, нужен был либо кассетный плеер, либо музыкальный центр. Мой отец любил музыку, поэтому у нас был музыкальный центр с радио и всем остальным. Он был моим основным источником музыки в доме. С него включались кассеты и радио. В будущем и диски.

В те времена люди совершенно не умели определять лицензионный это товар или нет. Я помню я как-то купила кассету группы Тату — «не верь, не бойся, не проси», которая подавалась как альбом. Но такого альбома у группы нет, только сингл, о чем я узнала только спустя годы.

В тот период музыка все еще была общим экспириенсом. Ты включаешь новую кассету и вы слушаете ее всей семьей.

Опыт c СD-дисками

Затем появились диски. Наш модный музыкальный центр умел читать и диски и некоторое время музыка все еще оставалась коллективным опытом. Папа ставил свои диски, я — свои. Мы слушали их вместе, мы ставили их фоном.

А затем в мою жизнь пришел CD-плеер и наушники. Его подарила мне папина сестра вместе с диском Blink-182. С этого момента музыка для меня стала становиться более личным опытом. И тем опытом, который мог быть со мной где-то помимо дома. С плеером можно было выйти погулять, хоть это было и неудобно, байда была достаточно массивной. Я не смогла найти картинку точно такого же, но у меня был какой-то похожий. Несмотря то, что музыка стала личной, она была ограничена твоей коллекцией дисков. То, что записано на диске, увы не твой личный выбор. Ты слушаешь то, что музыканты или пираты решили записать на сиди.

-3

Музыкальные магазины

Отдельное очарование у меня вызывали музыкальные магазины. Это тоже самое, что и ларечки с кассетами, только больше. Стройные ряды дисков, больше, чем можно себе вообразить. Они трансформировались со временем. Возле моего дома был один магазинчик, в котором была большая музыкальная витрина, с одной стороны они выставляли лицензию, а с другой — пиратку. Я начала разбираться в дисках только тогда, когда стала слушать Tokio Hotel, и в диске мне было важно получить все: и буклетик, и голограммку с лицензией. К сожалению, с появлением IPod и ITunes, индустрия изменилась, и музыкальные магазины стали не нужны в том виде, в котором были. Теперь музыкальные магазины — это пристанище винила и дисков для коллекционеров, а не для ежедневного прослушивания.

-4

Телефоны и плееры

Затем, с распространением быстрого интернета и mp3 технологии, появились плееры и телефоны, которые были нацелены на то, чтобы предложить вам лучший музыкальный опыт. Музыка стала еще более личным опытом. В этот телефон можно было вставить карту памяти, у меня, кажется, была на пару гигабайт, что в то время казалось совершенно морем места. Музыкальная библиотека уже полностью составлялась тобой. Если тебе понравилась песня, но она не влезает на карту памяти тебе приходилось совершать тяжелый выбор, что удалить. Либо искать треки в худшем качестве.

-5

Именно тогда появилась особая культура «попросить телефон, посмотреть какая музыка есть», и, если понравился трек, перекинуть его по блютуз.

Именно телефоны положили некоторую культуру обмена музыкой. Чуть позже уже появились музыкальные паблики и стало можно достать классную музыку там.

Что важно отметить: если раньше музыка слушалась осознанно, то в этот период музыка стала превращаться все больше и больше в фон. Наушники с человеком постоянно: в транспорте, на работе в офисе, по пути на остановку, в любом публичном месте, если человек в одиночестве. Человек не всегда осознает, как сменяется трек в таком ритме. Музыка — это фон. И это новая привычка современного общества. Не многие сейчас по-настоящему слушают музыку или новый альбом, пытаясь проанализировать, понять, переварить в себе.

Как же мы пришли к эпохе стриминга?

Как так получилось, что из уютных магазинчиков и собственных телефончиков мы ушли в интернет, где библиотека нашей музыки не находится лично у нас? Не тщательно курируется и собирается в телефоне?

Cначала пришли Apple со своими IPod и ITunes и перевернули индустрию, заставив людей покупать музыку в интернете. Сейчас покупать в интернете не кажется безумием. А потом сложились следующие три фактора:

  • легкость и удобность mp3-формата,
  • простота получения пиратской музыки,
  • появление ITunes.

Нужно было сделать что-то, что станет проще, чем пиратить или покупать музыку в ITunes. Именно это сделали в Spotify, а затем пошли и другие стриминговые сервисы. Ты платишь один раз в месяц, и у тебя есть доступ к любой желанной музыке. Более того, стриминговые сервисы, при помощи рекомендаций, упрощают поиск новый музыки. Никогда еще в истории мира не было проще найти сотни новых треков за день.

С вами была Медуза, дочь Харона.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы стать причастными к РадиоОлимпу, и ставьте лайк этому посту.

💙 Почему мне сложно слушать K-Pop, читать тут

💙 Почему я не фотографируюсь с музыкантами, читать тут