Продолжение тематики Аркаима по книге С. Рокова "Сумерки невидимого" https://ridero.ru/books/sumerki_nevidimogo/ раздела "Миры Аркаима".
Предыдущие статьи можно посмотреть здесь, здесь, здесь и здесь.
ПРОДОЛЖЕНИЕ УЧЕНЬЯ
— Зри, — в другой раз пояснял внуку Меранг, — нигде у иных народов ты не увидишь энтого. Зимой ветры у нас и сильные, и холодные. В чужих землях деят отдельные жила, стены которых для тепла зимой деются толстыми. У нас же плавильня стоит единой стеной, останавливая ветер. Эта стена — толстая, а между жилами токмо тонкие перегородки из веток, покрытых отмазкой, потому как толстые не потребны, тепло кажного жила передаётся соседу, а не зимней степи.
— Всё, что ты зришь кругом, всё-всё — живое, — продолжал рассказывать Меранг. — Не токмо — люди, скот, птицы и рыбы. Но, и — живая Мать Сыра Земля, живое Небо над нами, живое кажное дерево, кажная скала и кажный камень. Живая наша речка, живые и наши жила.
Всё сущее таит в себе две половинки, раздельные меж собой, но и единые, связанные меж собой. … Весь сущий мир делится на две половины. В одной половине бысть боги и духи; энтот мир мы не зрим. Вторая половина — енто наш зримый мир. Незримый мир бысть опять же изо двух половин — мир богов и мир духов. Мир богов бысть же такоже из мира вышних богов и мира нижних богов. Мир духов делится такоже надвое, на мир бесов и мир духов наших предков. Зримый мир бысть опять же из двух половин — Небо и Земля. Земля делится на Мать сыру Землю и Окиян-Море. … И такоже всё. … День и ночь… Такоже — кажный человек имает тело и душу. … Такоже — и наше селение. Оно из двух половинок: внутреннего и внешнего кругов жил.…
Кажное наше жило в плавильне имает свою душу. Кажная семья приносит дары свому жилу, просит защищать от холода, ветра, выплавлять больше меди… Но! … все вместе души этих отдельных жил, купно с душами входов в наше плавильное селение, купно с душами рвов и помостов, содеют большую и сильную душу всей плавильни.…
И ещё! … — поднял Меранг указательный перст руки, дабы Кирш понял значимость того, что сейчас скажет ему дед, — запомни важное… Зришь мою длань с расставленными врозь перстами? Пробуй согнуть кажный перст… Ну, вот… Сил у тебя немного, с трудом, но согнуть получается… А, теперича, я сжал персты в кулак… пробуй, разогни кажный перст… Ааа, никак, силов не хватат?…
К чему я это тебе казал? … А к тому, что сила всегда в единстве народа. Кажный человек родинов свободен, но також он и един со своим народом. Мы сплочённые, как кулак, а народы округ нас разделены на отдельные персты. Душа нашего народа крепче супротив души любого иного народа.
Люди окру̀жных народов льют медь порознь. В этом також — мало силы и мало меди. А наша плавильня содеяна из крепко связанных меж собой жил. И наше селение потому сильнее ихнего. И меди у нас больше и скота. Легше мы скотий падёж зимой переносим. Потому и народ родинов растёт больше иных, не наших народов. Во всём мы сильнее… Мы, все семьи плавильщиков, приносим дары нашему селению, просим его помощи и защиты, и оно лучше деет это супротив иноплеменных селений и малых плавилен.
— Када я был таким же мальцом, как ты, — окунулся в воспоминания Меранг, — старики баяли, было время, када мы не разнились особливо от других племён. Тада и послали нам боги Авигора, человека великой мудрости, благодаря которому мы возвысились над другими племенами. Он и научил нас деять таковы селения.
Дед Меранг, забываясь, рассказывал частенько одно и то же по кругу, но Кирш слушал его всегда с открытым ртом, как рассказываемую неоднократно любимую сказку. Да и не он один с замиранием сердца слушал Меранга, но — и другие дети и взрослые. Уж больно мудрым был дед и говорил он очень завлекательно.
— Дедка, а, что энто за народ, откуда пришёл Авигор? … Что? энтот народ сильнее нас, родинов?
— Авигор пришёл в наши степи через песчаные пустыни, горы и долины из жаркой стороны, лежащей по зениту солнца.
— А, зачем тамо такие селения, коли у них жарко, а не холодно, как у нас?
— Я ж тебе говорил — дабы дух селения был сильнее. Дабы скота было более. А, окромя, там другая напасть быват — песчаные бури. Они засыпают песком всё живое. Ежели не спрятаться, то погинешь. Вот народ Авигора и загонял во внешний круг скот, а во внутреннем круге в жилах — прятались люди. Стены жила они выкладали из камней и кирпича из сырцовой глины. Внешняя стена у них была выше и шире супротив нашего селенья. Всё энто от воинственных соседей, каковых там много бысть было.
— А для чего Авигор пошёл так далёко к нам?
— Отчего? Зачем? — дед потрепал дланью волосы Кирша, — всё-то тебе знать охота… Я же сказал — боги направили его путь к нам.
Пожевав старыми, но ещё почти целыми, крепкими зубами край своей седой бороды, подумал и начал рассказывать дальше.
— Народ Авигора был умудрён и сплочён, однакож невелик. Бысть так, что нахлынула на их край неоглядная сила народов моря… Море — энто озеро такое солёное без начала и краю… Затмили солнце стрелы ворога. Хоробро бился народ Авигора, много вражьих воев положили, однакож силы были слишком нера̀вны. Тада и бежал Авигор с частью народа свово с ро̀дной стороны, и боги привели его к нам. А народы моря порушили так досадившие им круговые селения народа Авигора и сравняли их с землёй, дабы никада больше не пришлось им воевать их.
Заворожённый слушал Кирш деда о былом. Пред ним встали картины дальних краёв, сечи с врагами, дела его предков. Да, велика сила и мудрость народа родинов.
Но, вернёмся к устройству поселений-плавилен…
Внутри каждого жила плавильного селения строились печи из огнестойкой глины, причём — строились, как обычные очаги для обогрева и приготовления пищи, так и печи для плавки меди.
— Деянье огнестойкой глины — тож мудрость, — баял Меранг.
Кирш сам раскатывал комки привозной белой глины*, обжигал их в очаге, затем доставал, разбивал на мелкие части, смешивал с сырой глиной и снова обжигал до спекания. Потом опять разбивал на как можно более мелкие частицы, получался шамот и он замешивал его с обычной жёлтой глиной. Так и делалась огнестойкая глина для печи.
Примечание — Белая глина (каолин) широко распространена в Южном Зауралье. Основные свойства — высокая огнеупорность, низкая пластичность и связующая способность.
— Легшее всего лить медь из зелёного медяного камня, — наставлял дед внука. — Смотри, вот я беру куски медяной зелени, кладу их на наковальню и дроблю на мелкие кусочки.
Меранг каменным молотом быстро раздробил большие куски зелени.
— Молот тебе покуда тяжеловат, на, возьми этот голыш, пробуй сам, — сказал он внуку.
Кирш зрил, как в глиняную посудину с валиком на горловине попеременно загружались слоями древесный уголь с молотой медяной зеленью. Бывало, для большего выхода и прочности меди добавляли в посудину крошку других нужных камений, клали туда и молотые скотьи кости*.
Посудина была не простая, а украшена разными узорами и знаками, дабы огонь лучше помогал плавке и дабы отгонять злых духов.
Посудина ставилась в горящую печь на торчащие внутрь из неё вкруговую кирпичи или камни, дабы под посудиной оставалось место для подкладываемых дров или чёрного горючего камня, малые захоронения которого попадались на местности.
Перед плавкой плавильщики приносили дары Матери Сырой Земле, подземному богу и другим богам, огню и воде.
Примечание — Сейчас подобные добавки в металлургическом процессе называют флюсами, присадками, легатурой. Назначение этих добавок — отделение металла от примесей в руде, снижение температуры плавления, увеличение текучести металла, придание металлу специальных механических качеств, прочности, ковкости. Возможно, речь здесь идёт о песке, кальцитах (известняки, мел) для увеличения текучести расплава меди, а также — о мышьякосодержащих соединениях, которые одновременно увеличивали текучесть меди и повышали её прочность и ковкость. Увиденные Киршем кости животных, похоже, служили заменой кальцитов; интересно, что археологические данные подтверждают наличие костей при металлургическом процессе в «стране городов».
И при закладке в посудину зелени с углём, и при самой плавке старшо̀й плавильщик творил заклинанья. Но, Кирш их не слыхал, поскольку токмо в возрасте мужа, имея достаток силы и знания, можно произносить их, а другим и слышать нельзя, погинут. Так объяснял Меранг.
— Деда, а как узнать, када медь выплавилась, и что её пора разливать?
— Боги подсказывают… а ещё… от силы огня зависит… от самой медной зелени; она тоже разная быват… по цвету в горшке, но енто, ежли медь плавят в открытых для взора очагах.
Постепенно зелень плавилась, уголь в посудине выгорал, а на дне её, недоступно зраку, собиралась расплавленная медь. Когда наступила пора, посудину за валик на горловине быстро выхватили деревянной рагулькой, поместили на обугленную разливную столешницу, наклонили, и расплавленная медь наполнила форму, вырезанную из мягкого камня*.
У каждой семьи плавильщиков были свои секреты литейного дела. Особенно отличались плавильщики-инородцы. Все секреты хранились в тайне и передавались только по наследству внутри семьи. Но всё же, когда Кирш был свободен от дел, или, когда он играл с мальчишками, ему приходилось входить в чужие плавильни и видеть кое-что.
— Дедко, а почему в разных семьях совсем инакие деят посудины? Какие из них лучше?
Меранг ухмыльнулся в сивую бороду.
Примечание — Мягкий камень (для резания из него форм) — по-видимому, песчаник или тальк, месторождения которых имеются в «стране городов».
— Када наши вои идут воевать иные дальние земли, то идут самые сильные, молодые. Большая часть из них не жената. Идут и жёны, быват, и девы с войском, но — самые крепкие, какие смогут не отстать от мужей, а в каком разе и встать с ними в един строй в бою.
У Меранга от воспоминаний о былых походах загорелись молодостью глаза, он распрямился и стал как бы шире в плечах.
— Када мы родины имаем под себя новые земли, окромя воев, тада туда тож идут самые молодые и сильные. И плавильщики вперёд идут самые молодые. Женщин завсегда мало. Потому наши вои привозят много красавиц чужих племён и краёв из своих набегов. Мы берём их в жёны и любимся с ними, дарим им женские украски, бусы, серьги, ожерелья. Мы любим их, и они становятся хорошими жёнами*.
Примечание. — В июне 2015 года в авторитетном журнале «Nature» вышла статья большого международного научного коллектива, посвященная результатам изучения популяционной генетики населения эпохи бронзы Евразии (https://www.academia.edu/12978772/Population_genomics_of_Bronze_Age_Eurasia). В этой статье были обобщены данные палеогенетического анализа 101 человека, жившего в эпоху бронзы и похороненного в погребальных памятниках разных археологических культур.
В рамках этого исследования изучалось пять образцов синташтинской культуры. Два образца были мужскими, остальные — женскими. Вот таблица по синташтинским образцам (таблица приведена в книге).
Эта таблица показывает генетическую пестроту женского состава народа страны городов, что согласуется с рассказом Меранга об обычаях родинов привозить женщин из разных краёв. Мужская гаплогруппа представлена в единственном варианте — R1a. Надо понимать, что такая узкая выборка из пяти образцов, не позволяет делать адекватные обобщающие выводы, т.е. нельзя отрицать возможность генетической пестроты и мужского населения «страны городов».
Как видно из таблицы, митохондриальная ДНК, передающаяся от матери к ребёнку, исследовалась и у мужчин. Краткая характеристика приведённых митохондриальных ДНК следующая. J1c1 — крайне редкая гаплогруппа; J2b — распространена на Ближнем Востоке; U2e1 — имеет низкую частоту по Европе и Ближнему Востоку; N1a1a1a1 — очень древняя неолитическая группа на грани исчезновения (встречается в Центральной Европе). Обращают на себя внимание два женских образца из Большекараганского аркаимского могильника (395) и из Буланово (394). Датировка их практически одинакова и митохондриальные ДНК у них очень близки. Расстояние между этими двумя могильниками довольно большое, более 400 км. Не исключено, что это результат одного из больших «завозов» близкородственных женщин после очередного военного похода.
Внук кивнул согласно.
— Вот ты уже заметил, что это деется инако в разных семьях. А, отчего? … А оттого, что посудину лепить — то женское занятье. Редко хто из мужей сие деет. Мы женщин своих везём со всего света. А в кажном племени свои обычаи лепить посудины и чего на них начертать. Одних обычаев замес сделать, не хватит перстов на одной длани.
Хто-то замес делает из одной обыденной глины. И глину притом берут разную по цвету.
Мы, родины, мешаем обыденную светло-коричневую глину с белой глиной. Белая глина стойка к огню.
А ещё добавляем в замес мелко столчёный мягкий белый камень, запасов которого много в нашей земле. Он даёт ещё стойкости к огню*.
Другие мешают обыденную глину с илом, добавляют мелко колотый прокалённый шамот для стойкости огняной, и даже навоз скота. Песок тож добавляют**.
Много чего и всё по-разному. Как в каком краю заведено.
Наружность посудин також различна.
С прямой посудины*** легшее медь расплавленную в форму сливать. Однакож, в пузатом горшке с узкой горловиной, када зелень медяную плавим, не так быстро уголь древесный выгорает, и оттого возможно положить больше зелени, и меди больше получить.
В нашей же семье хитрость вот какая… ты, Кирша, мотри, не разболтай, это тайность, нито язык отсохнет, — строго наказал Меранг. — Тута хитрость кака̀? — продолжил дед, — Мы пользуем широкую прямую посудину, с широкой же горловиной, а наверх накрываем её глиняной крышкой с малой щелью. При сем уголь дольшее выгорает и меди боле за раз вылить способно.
Примечание* — анализ остатков керамики в «стране городов» показал наличие в некоторых изделиях талька (белого камня), повышающего огнестойкость керамики.
Примечание** — Слова Меранга о различных составах замесов для производства керамической посуды подтверждают соответствующие исследования керамики.
Примечание*** — Прямая посудина (в археологической терминологии — банка) — сосуд с прямыми, вертикальными стенками и горловиной, соответствующего размера.
А истчо быват посудины пузатые с круглым днищем и никак они на ровном месте не стоят, всё на бок валются. Для чего так деют? … Удобно енто для стекания на дно меди плавленной, а посудину енту в печь ставят прочно на три камня, а под посудиной топняк горит. А такоже, быват, в округлом днище по серёдке дырицу малую вертят, туда медь расплавленная стекает помалу и вытекает наружу на поддон глиняный, калёный.
Много разных мудростей в делании посудин для плавления меди…
А, истчо прямо в печи без посудин медь плавят в угле древяном, а опосля, када печь остынет, выняют лепёхи, сплошь крытые шлаком; шлак обстукивают, а под ним имают медь.…
А, истчо, — оживился воспоминанием старый ведьмак, — в роду Рамата и иных неких родах лепят из обнакновенной сырой глины прямые посудины, маненько их подсушивают и плавят медь в их. Када плавка кончится и печь остынет, посудина ента разбивается и выняется из неё лепёха в шлаке. У их посудина простая и на раз токмо пользуется.
Молча посидел, помыслил Меранг и оживился на̀ново, вспомя̀нув нужное, — такоже, лепка сама идёт разлико, как в каком краю принято. И знаки наносят инакие. А, быват, в семьях пользуют разом мудрость разных земель. Навовсе тада инакие посудины выходят, которых нигде, окромя наших плавилен нету.
— Посудины наши литейные нельзя для инаких целей пользовать. Знаки, начертанные на них, содержат в себе тайность и волшебство. Мы посудины бережём сколь мочно. Быват, обкалывается горловина, к примеру. Тада мы посудину чиним медными скрепами.* Коли же починить нельзя, мы разбиваем посудину мелко и деем шамот, который добавляем в замес новой посудины взамен разбитой. Душа разбитой посудины сливается с душой новой посудины. И сила старой посудины добавляется к новой.
— Для пищи же мы отдельные, инакие посудины деем и инакими знаками покрываем их, дабы пища лучше была, дабы Мать Сыра Земля с Жѝвой лучше наполняли посудины, дабы вода в них не протекала, а огонь — не сжигал нашу еду. Энти посудины тоже святы для нас, и мы их також бережём и чиним.
Примечание — Оказывается, только синташтинская керамика ремонтировалась подобным образом.
*****************************************************************************
Далее Клуб читателей С-Рокова продолжит публикацию "Литейщики Бронзового Века". В полном варианте раздел "Миры Аркаима" можно прочесть в книге С. Роков "Сумерки невидимого" https://ridero.ru/books/sumerki_nevidimogo/ . Вы узнаете дополнительные подробности жизни Аркаима, а также, как связана конструкция Аркаима с оригинальной технологией получения меди.