Найти тему
Дичь FLM

«Большая поэзия» Александра Лунгина

Салам всем мои братьям! Вас ждёт увлекательное приключение в мир джармушевского Патэрсона в России. Поговорим о фильме Александра Лунгина «Большая поэзия».

Александр Кузнецов и Алексей Филимонов
Александр Кузнецов и Алексей Филимонов

По сюжету двое друзей работающих в ЧОПе охранниками ходят в кружок поэтов. Герои мечтательно рифмуют собственную жизнь с довольно прозаической реальностью и каждый делает это по-своему.

Лёха - персонаж Алексея Филимонова раздолбай, но пишет хорошо и к зависти своего друга даётся ему это легко. Но рифма это единственное, что даётся Лёхе легко - он по уши в долгах и эмоционально подорван. Лёха и русского рэпа не чурается, хотя помимо Фэйса иных представителей данной музыкальной касты мы не услышим, а жаль.

«Много наглости, мужества мало», - говорит Виктор про Фэйса. Витя (Александр Кузнецов) без таланта, но человек хороший, спокойный, на петушиных боях не ставит, в отличие от своего друга и даже премию заработал. Витя держит все свои моральные переживания внутри и даже в стихах ему с трудом даётся объясниться с миром. Видимо его загадочная молчаливость и привлекла к нему бывшую педагога по кружку поэтов.

Александр Кузнецов косплеит Данилу Багрова
Александр Кузнецов косплеит Данилу Багрова

Потом выяснится, что и у Лёхи есть девушка, но мы узнаём это как-то вскользь, ближе к концу и кажется, что для пущей драмы. С женскими образами не заморачивались сильно.

Первая часть фильма тихая, российская версия «Патэрсона», мы погружаемся в быт, монотонность героев, немного узнаём о них. Узнаём об их рифме: как Лёха горит и сжигает словом, и как Витя выдавливает из себя «здание-мироздание».

«Современная культура боится настоящего», - произнесёт кто-то в фильме, но кажется, что создатели немного побаиваются современной культуры. Рэп и поэзию набросили как дополнительную характеристику персонажа, типа, а давайте один будет поэт, а второй рэпер, а фильм мы вообще снимем про посттравматический синдром военных Луганска. Стоило немного разобраться в рэп-культуре, чтобы использовать её как инструмент выражения режиссёрской мысли. Аналогично и с звучащей в фильме поэзией.

Алексей Филимонов стреляет в ваше сердечко
Алексей Филимонов стреляет в ваше сердечко

Хочется, чтобы картина срифмовала дух времени словом и визуальной поэзией, но попытки это сделать неровные срывающиеся в примитив и вызывают некую отрешённость. Недостатки компенсируются рядом довольно неплохих выразительных сцен и операторских решений.

Вторая часть фильма обретает свой стиль, раскачивается, иронизирует. Наконец-то появляется то, чего не хватало в первой.

Самая сильная сторона картины - игра Алексея Филимонова, хоть у него и немного утрированная роль, но он вносит в своего персонажа такую жизнь, которая тащит всех остальных героев.

Александр Лунгин получил приз Кинотавра за режиссуру, а Александр Кузнецов за лучшую мужскую роль, у меня на это есть всего два слова: Алексей Филимонов, - по мне, так только ради него стоит идти на фильм.

От «Большой поэзии» остаётся списанный и подсмотренный осадок. Немного «Брата», немного рэпа, немного поэзии. Интересное кино, которое хочет быть очень умным, насколько у него это вышло решать вам, с 28 ноября на больших экранах.