Найти тему

История космоса в кино

В космосе никто не услышит хруст твоего попкорна. Мы сбегаем в кино, как в другую реальность. А можно ли убежать дальше, чем в космические дали. Полет ракеты. Выход в открытый космос. Первые шаги по внеземной поверхности.

Кто и когда отправил кинозрителя за пределы околоземные орбиты? Как человек с киноаппаратом осваивал космическое пространство? Как она менялась на экране на протяжении ста с лишним лет?

Первым, в кино, полетел в космос французский режиссёр Жорж Мельес. В 1902 году, всего через семь лет после первого в истории кинопоказа, он снял и покадрово раскрасил вручную путешествие на луну.

https://www.pinterest.ru/pin/408912841161022091/
https://www.pinterest.ru/pin/408912841161022091/

Пока его современники, изобретатели кинематографа братья Люмьер, показывали выход рабочих фабрики или прибытия поезда, Мельес открыл, что с помощью киноаппарата можно творить волшебство и отправляться в другие миры.

Он первым придумал, как на языке кино рассказать о полете в космос. В одном кадре показывает, как ракету загружает в пушку. В следующем, как пушка стреляет, потом, как приближается Луна без такой монтажной фразы в различных вариациях.

Сейчас невозможно представить ни один фильм о космическом путешествии. Мельес активно использовал в своих работах первые спецэффекты, многие из которых он самый изобрел. Там исследователи втыкают в лунную поверхность зонт. С помощью стоп-кадра и смены декораций зонт превращается в гриб.

Революционное для своего времени кино. И только через 16 лет кинематографисты вновь решились отправиться в космос. В 1918 году данчанин Хольгер Мадсен снял фильм о путешествие на марс. Он разумеется тоже стал пионером.

Впервые в истории кино мы оказываемся внутри космического корабля и появляется мотив, который найдет свое развитие во многих фильмах после. Теснота космического аппарата, долгое пребывание его экипажа или пассажиров в замкнутом пространстве и как следствие изменения в психологическом состоянии человека. Ощущение узости пространства передается здесь не только декорациями с ритмическими вертикальными линиями, как бы сжимающими героев, но и рамками кадра.

Впрочем, соотношение сторон 1,33:1 было характерно для фильмов тех лет. Сейчас мы называем такой кадр немым, но современному взгляду изображения кажется, дополнительно сжато. Никаких нарисованных на чёрном холсте звезд. Вместо них режиссер используют характерные для немого кино прием – интертитр.

https://www.pinterest.ru/pin/304204149815703805/
https://www.pinterest.ru/pin/304204149815703805/

С одной стороны текст на экране буквально информирует о том, с чем столкнулись герои, но чего не видит зритель. С другой, приём срабатывает и визуально, черное поле интертитра с белыми буквами на нем само становится бесконечной космической ночью.

Прошло еще 10 лет и попытку снять максимально достоверный с научной точки зрения фильм о космическом полете предпринял Фриц Ланг. Начать с того, что в женщине на луне, впервые детально изображается подготовка к запуску в космос.

Ракета величественно выезжает из ангара и мы видим ее совершенно новых необычных ракурсов, например, снизу, так, как будто находимся прямо под ней. Собственно эти ракурсы и четкий рисунок светотени ровно то, чего ожидаешь от классика немецкого экспрессионизма.

Как и то, что пребывание на лунной поверхности этот режиссер показывает с помощью дополнительных рамок. Декорация космической ракеты образует на экране нечто вроде дверного проема, сквозь которую мы видим героиню. Такая композиция напоминает нам о том, что люди на экране вошли в другой инопланетный мир, а также природе самого кино, о рамке киноэкрана.

И в сумме о том, что смотреть фильм - это всегда пересекать границу и входить в иную отличную от нашей реальности. Примечательна женщина на Луне и тем еще, что в ней Ланг попытался изобразить невесомость.

https://www.pinterest.ru/pin/439593613609143240/
https://www.pinterest.ru/pin/439593613609143240/

Вышло довольно забавно, но полноценный эпизод невесомости впервые выделил Василий Журавлев в фильме 36 года «Космический рельс». Снято очень изобретательно. Мы не только видим, как люди летают от стены к стене, но и можем посмотреть на это с необычных точек зрения, например, глазами камеры прикрепленной к телу космонавта или даже субъективным взглядом одного из героев фильма.

А продолжение в нашей следующей статье!