Найти тему
Автомобили СССР

ЗАЗ-965: как "Москвич" стал "Запорожцем"

Оглавление

Почему самая известный советский автомобиль не получил московскую прописку, и какая модель стала прототипом «горбатого».

ЗАЗ-965
ЗАЗ-965

В середине 50-х годов прошлого столетия в мире начался настоящий «автомобильный бум». Не обошел он и Советский Союз. Великая страна постепенно вставала с колен после Отечественной войны, благополучие людей росло, и народ нуждался в современных средствах передвижения. Вот только доступного автомобиля для частных лиц в стране не было: «ЗИМ» и «Победа» были по карману только «высшему сословию» – начальникам, академикам, ученым. Простой человек мог себе позволить лишь Москвич-400, но к тому времени тот безнадежно устарел. Новая же модель – Москвич-402 была существенно дороже предшественника, хотя при этом значительно выигрывала и по мощности, и по экстерьеру, и по уровню комфорта. Требовалось наладить выпуск недорогого, компактного и экономичного автомобиля, доступного для самых широких слоев населения при эксплуатации в любых условиях.

Предсерийный ЗАЗ-965
Предсерийный ЗАЗ-965

За разработку автомобиля взялись в конструкторском бюро автозавода «Москвич» при содействии НАМИ. Изучив большое количество опытных образцов (работы в этом направлении велись давно), конструкторы определили концепцию будущего автомобиля: четырехместный седан с заднемоторной компоновкой и приводом на задние колеса. Наиболее удачным аналогом из рассматривавшихся зарубежных моделей был признан Fiat-600. Модель настолько понравилась конструкторам, что будущий Москвич-444 (именно такой индекс получила новая разработка) даже во внешнем облике напоминал маленького итальянца. При этом, ни о каком сознательном копировании речи не шло – советская модель разрабатывалась «по мотивам», сохраняя лишь общие черты, компоновку салона и расположение агрегатов. Силовой агрегат и трансмиссия были собственной разработки.

Fiat-600
Fiat-600

Несмотря на общую схожесть с «Фиатом», советская модель получила совершенно другую конструкцию шасси, максимально адаптированную для эксплуатации в отечественных условиях. Также одним из существенных отличий стало применение высокопрофильных 13-дюймовых шин, что весьма увеличило проходимость автомобиля.

Кстати, именно благодаря высоким проходимым качествам автомобиль в народе получил прозвище «маленький вездеход». Особенно эти качества было оценены жителями сельских районов с извечным бездорожьем.

Когда Москвич-444 был готов к производству, выяснилось, что мощностей московского автозавода для производства новой модели явно не хватает. Нужно было искать другой завод, способный освоить выпуск автомобиля «с нуля». Было принято решение перепрофилировать под выпуск автомобилей завод «Коммунар» в Запорожье, который до этого выпускал комбайны и прочую сельскохозяйственную технику. Выпуск двигателей освоили тут же, «под рукой», на Мелитопольском моторном заводе в Запорожской области. Модель получила индекс ЗАЗ-965, а в народе к ней моментально приклеилась кличка «горбатый» из-за оригинального внешнего вида.

ЗАЗ-965 на конвейере
ЗАЗ-965 на конвейере

Автомобиль за 1000 бутылок водки

На момент выпуска цена автомобиля была 18000 рублей (до реформы 1961 года). Легенда гласит, что к этому приложил руку сам Н. С. Хрущев: по его словам, доступный автомобиль должен стоить как тысяча бутылок водки (18 дореформенных рублей за бутылку). После денежной реформы «Запорожец» стоил 1800 рублей.

Советские деньги образца 1961 года
Советские деньги образца 1961 года

Модификации

«Горбатый» имел несколько модификаций: в частности, несколько вариантов для инвалидов, и экспортную модификацию, отличавшуюся улучшенным качеством отделки. Экспортные модели назывались «Ялта» и имели молдинги на боковых кузовных панелях, улучшенную звукоизоляцию салона и радиоприемник. Для работников почтовых служб была разработана праворульная почтовая модификация: водителю было удобнее выходить из машины для сбора корреспонденции. Вместо заднего сидения был установлен ящик для почты, задние окна были наглухо зашиты.

Экспортный ЗАЗ-965 «Ялта»
Экспортный ЗАЗ-965 «Ялта»

Выпуск ЗАЗ-965 начался в 1960 году и продолжался до 1963 года, а после модернизации в 1962 году – до 1969 года. Всего было выпущено чуть более 322 тысяч автомобилей ЗАЗ-965. Автомобиль и по сей день является общенародным любимцем: старые модели реставрируют и восстанавливают, они принимают участие в разнообразнейших выставках ретротехники, снимаются в кино, сериалах и музыкальных клипах.

Авто
5,66 млн интересуются