История песни «День Победы» яркий пример того, как без мифов творческим людям трудно жить, дышать, пить и есть. Умрут они без своих мифов, которые частенько находятся на границе лжи.
Лев Лещенко и Давид Тухманов в последние время как только не изощрялись, чтобы рассказать о том, как песню «День Победы» запрещали и как «вопреки» именно эта парочка ее продвинула в массы...
Отдавая должное Л.Лещенко в том, что его исполнение песни стало классическим благодаря его мастерству, нельзя прикрывать глаза на его, мягко говоря, неправду. Как и на неправду композитора Тухманова.
Тухманов: «История этой песни началась в марте 1975-го, когда страна готовилась к празднованию 30-летнего юбилея Победы над гитлеровской Германией. По случаю грядущего праздника в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. И хотя конкурс уже подходил к концу, новую песню всё же успели передать на последнее прослушивание. Оказалось — зря. Никакого места «День Победы» не заняла»
О чем умолчал композитор? О том, что на самом деле срок подачи заявок на конкурс давно прошел и прослушивание песни было сделано по протекции Тихона Хренникова и вне конкурса, то есть ни о каком «призовом» месте речи не шло. О том, что первый исполнитель композиции (а от исполнения многое зависит) просто не справился (точнее не справилась - пела Татьяна Сашко-Тухманова) с поставленной задачей. Ну не впечатляет ее исполнение, как не впечатляет аранжировка марта-апреля 1975 года. Музыкальный материал нужно уметь правильно подавать, но Тухманов с этим просто не справился.
Дальше Лещенко и Тухманов дуэтом врут, что песню запретили. Ну или что-то в этом роде. А что было на самом деле?
ВИА «Лейся, песня» в апреле 1975 года делает запись «Дня Победы» специально для радио. Но она недолго звучала в эфире, так как ее потребовали убрать. И это требование исходило со стороны самого Тухманова и была озвучено Татьяной Сашко по телефону.
В это же время, в апреле 1975 года, Т.Сашко записывает песню для фирмы «Мелодия». И именно в ее исполнении композиция вошла в миньон «День Победы. Новые песни», который вышел четырьмя тиражами в 1975-76 годах.
8 мая на Торжественном собрание и концерте, посвященные 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (прямая трансляция по ЦТ), песню «День Победы» поют Эдуард Лабковский и Ансамбль песни и пляски имени А. В. Александрова. 9 мая на ЦТ эту песню исполняет Леонид Сметанников. Потом эту песню на «Мелодии» записывает Владимир Мальченко (с Детским хором) и чуть позже Ансамбль песни и пляски Московского военного округа. Звучала эта песня и в исполнении Светланы Непомнящей
Лещенко еще ее не пел (хотя сам он утверждает, что якобы самовольно исполнил ее в конце апреля 1975 года в Алма-Ате), но только записей было уже четыре. И это не считая телевизионных версий песни. Более того, каждое исполнение «Дня Победы» было оригинальным, так как делались разные аранжировки, и каждый исполнитель подавал ее по-своему, но не всегда удачно это получалось. Так, например, в журнале «Музыкальная жизнь» №18 (сентябрь 1975 года) отмечалось: «Светлана Непомнящая трактует «День Победы» Д. Тухманова и Л. Харитонова в тоне безмятежной, беззаботной радости, которая никак не стыкуется с суровым смыслом песни...»
К 10 ноября, т.е. к тому самому дню, когда на ЦТ с этой песней появился Лев Лещенко, уже появилась наиболее удачная аранжировка, эстрадность и фокстротность (которые изначально резко торчали, особенно в версии ВИА "Лейся, песня") сгладились и она зазвучала как надо. Кстати, родителем классической аранжировки можно считать Ансамбль имени Александрова - именно в его исполнении впервые исчезла «легкомысленная новомодность» и появилась углубленность и мощь.