Путешествовать без денег, работы и обратного билета? Легко. Главное — научиться доверять людям, поверить, что случайности неслучайны, и освоить навык езды автостопом. Мария Тюльпанова рассказывает, как живут «свободные путешественники», что такое каучсерфинг и как изменить привычный взгляд на жизнь.
Мои самостоятельные путешествия начались 10 лет назад: друзья предложили поехать путешествовать по Юго-Восточной Азии. Надолго, на два месяца. Я колебалась, думала: «Вот сейчас после очередного экономического кризиса уволюсь, а если через два месяца не найду другой работы?»
Но я все же решилась: путешествия всегда были моей мечтой, я не могла упустить этот шанс. Парень, который все спланировал и подбил нас на эту авантюру, в последний момент не поехал, так что в Таиланд, Лаос, Вьетнам и Мьянму мы отправились вдвоем с подругой.
Планировать все пришлось самим и на ходу — до этого опыта самостоятельных путешествий у нас не было. Это был интересный и хороший опыт, хотя местами пришлось нелегко. Например, Мьянма была довольно закрытой страной, там было мало обменных пунктов и банкоматов, а расплатиться в кафе или магазине можно было только местной валютой. Мы этого не знали и в результате в конце путешествия оказались почти без денег.
У нас было десять долларов на двоих — и три дня до вылета. Поначалу перепугались, даже сходили в российское посольство за помощью — там нам сказали, что нас могут только бесплатно депортировать в Россию. А потом мы решили попытаться прожить на эти деньги остаток путешествия. Получилось!
Водитель horse-car (так там называют повозку с запряженной лошадью), с которым мы познакомились накануне в поездке по Багану, городу тысячи пагод, увидел нас на улице и подошел спросить, как дела. Мы честно ответили, что на мели. Через час нам уже сочувствовала вся местная деревенька, а парень-извозчик отвел нас в кафе, чтобы накормить. А ведь несколько дней назад мы с ним до посинения торговались за каждую копейку! Местный художник пригласил к себе в гости, его семья накормила нас обедом. Хозяин хостела, в котором мы останавливались до этого, разрешил нам бесплатно остаться еще на одну ночь. Нам бросились помогать всем миром — и это было не только неожиданно и приятно, но и оказалось намного интереснее обычного туризма. Мы увидели жизнь местных изнутри, их глазами.
Самый сильный страх — остаться голодной
Тогда же у меня появилась мечта: путешествовать без обратного билета — менять страны, планы, не привязываться ко времени хотя бы год. Все упиралось в деньги — даже с учетом самых скромных запросов, дешевых хостелов, локальных кафешек и помощи местных за два месяца я потратила 100 000 рублей. Я начала копить, устроилась на работу в Москве. Со стороны моя жизнь казалась вполне нормальной: я занималась любимым делом, у меня были друзья. Да, я не любила ходить в кино или кафе, а «быстрорастворимое счастье» шопинга не радовало. Но назначить точную дату и начать путешествовать было страшно.
Я читала блоги свободных путешественников — людей, которые были в дороге годами и не жалели об этом. Они писали, что все возможно, что мир полон открытий и хороших людей, мир безграничен и т. д. Я читала, и думала: это все отлично, но на какие шиши? Где взять на все это деньги?
И тут мне попалась на глаза фраза: «Пока ты будешь искать ответ на этот вопрос, ты вообще никуда не уедешь». А еще я услышала несколько историй про людей, которые путешествуют не просто с маленькой суммой — без денег вообще! Есть три важных статьи расходов в путешествии: жилье, транспорт и еда. Вопрос с жильем помогает решить каучсерфинг, транспорт — это автостоп. А что касается еды, то одна моя знакомая из Финляндии, которая проехала от Аляски до Антарктиды, делала так: приходила в ресторан, рассказывала историю своего путешествия и спрашивала, что она может сделать, чтобы получить обед или ужин. Почистить креветки, помыть посуду, убрать на кухне, поработать официанткой, перевести меню, сделать для него красивые фотографии? И всегда работало — за два года она не потратила ни цента.
По собственному опыту скажу, что страх остаться без денег у нас очень сильный — он похож на страх смерти. Но у него нет оснований. За три с половиной года путешествий я ни разу не голодала — скорее переедала, потому что некоторые настолько гостеприимны, что хотят накормить тебя до отвала. Путешественников часто подкармливают и хозяева жилья, и водители, которые подвозят, и в ресторанах еду, бывает, отдают просто так — потому что она осталась на кухне.
Накануне китайского Нового года я написала на бумажках несколько желаний. Одно из них было таким: «Посетить 15 стран за два года». Писала и думала: боже, что за бред? У меня две работы и подработка. Отпуска, чтобы столько ездить, мне точно не хватит. Увольняться не собираюсь. Ну, со всех сторон невозможно! Но в глубине души надеялась, что сработает — вдруг Вселенная меня услышит? (Смеется). И она услышала — через пару месяцев мне позвонил начальник, сказал, что мой отдел допустил серьезную ошибку, поэтому с завтрашнего дня все мы уволены.
Сначала мне казалось, что моя жизнь разрушена — эта работа приносила мне основной доход. А потом подумала: что если бы мне сказали, что я не уволена, а неизлечимо больна, и мне остался год? Я бы точно не хотела провести его, работая на двух оставшихся работах. Я решилась улететь.