Найти в Дзене
Андроид Параноид

Уколы молодости

https://unsplash.com/photos/rj7tInLylQI
https://unsplash.com/photos/rj7tInLylQI

Человечество стареет.

В особенности это касается развитых стран. Только за сто последних лет средняя продолжительность жизни, например, в СШA увеличилась с 47 лет (в 1900 году) до 76 (в 2000-м).

Россию сейчас к развитым странам относить уже не принято. Более того, только глухой не слышал в последнее время о вырождении славян.

Однако и у нас продолжительность жизни значительно возросла. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона за 1898 год я отыскал, что «средняя жизнь» мужчин в 1894 году составляла 43,5 лет, а женщин – 44,5 лет.

По данным же демографического доклада РAН «Население России», спустя сто лет этот показатель составлял соответственно 62 и 73 года.

Одновременно в развитых странах отмечается резкое снижение уровня рождаемости. То же происходит и у нас.

Так, в 1940 году в стране родилось 3,6 миллиона детей, а в 2018-м – уже на два миллиона меньше (1,6). Как ни парадоксально это звучит, но мы постепенно становимся миром стариков и старух.

Те, кому за 50–60 лет, в современном обществе все еще могут влиять на политику, экономику, науку и культуру. Не говоря уже о деньгах. Однако и на пожилых людей уровень нагрузок возрос многократно. Сидеть на печи и управлять банком – занятия не равноценные.

Есть и еще один весьма важный аспект.

Психологически сегодняшние старики чувствуют себя гораздо моложе своего реального физиологического возраста. Отсюда и иной уровень притязаний, и иные запросы.

Но... Если бы юность умела, если бы старость могла! Физиологические возможности человека в шестьдесят лет, при всем уважении к его психологической молодости, увы, не совместимы с таковыми в тридцать.

Смириться с этим при наличии денег, положения и старческого эгоцентризма практически невозможно, тем более что столько вокруг соблазнов.

Вот и выходит, что один из самых актуальных вопросов современности – как вернуть (или максимально продлить) молодость.

Вопрос возник, конечно, не вчера. В разное время омолаживаться пробовали и молодильными яблоками, и ламинарией, и женским молоком, и бобровой струей (о последнем способе я читал монографию 1886 года из дедушкиного книжного шкафа), и прочими способами.

Во всех случаях успех был весьма сомнительный. Возможно, несколько дальше других продвинулись на пути поисков эликсира молодости придворные врачи. Кто, например, не помнит знаменитую кремлевскую электронную таблетку? Глотал ее сановитый пациент – и таблетка все разрушенное внутри пациента восстанавливала, расстроенное настраивала и благополучно выкакивалась.

После чего ее мыли и давали глотать другому, чуть менее сановитому пациенту. Работавшие тогда в Кремлевке специалисты сообщали проверенным знакомым по секрету, что средство правильное и помогает необыкновенно. Но большинство смотрело телевизор и не верило.

Тем не менее в деле омолаживания пациентов сегодня предлагают многие клиники. Сразу необходимо сказать, что смысл работы этих центров состоит не в том, чтобы лечить заболевания позднего возраста, а в том, чтобы омолодить организм, желательно достаточно здоровый.

https://unsplash.com/photos/k8OCHhEymME
https://unsplash.com/photos/k8OCHhEymME

Ноу-хау заключается в использовании гормональных препаратов. Но не тестостерона (его, согласно распространенному городскому слуху, крадут из роддомов для бедных), а соматотропного гормона (СТГ), или, как его еще называют, гормона роста (в англоязычной литературе – human growth hormone, сокращенно HGH).

СТГ – это сложный белок, состоящий из 191 аминокислоты, в организме вырабатывается гипофизом. В молодом возрасте его особенно много. Считается, что СТГ регулирует рост организма, контролирует обмен веществ и влияет на другие гормоны.

Недостаток СТГ у детей приводит к карликовости, его избыток – к акромегалии (гигантизму). С возрастом уровень СТГ в организме понижается. Если все несколько упростить, то смысл антивозрастной терапии заключается в создании у 50–60-летних людей гормонального фона, характерного для них же, но в 25–30 лет.

Добиваются этого двумя путями.

Во-первых, посредством стимуляции работы несколько увядших желез внутренней секреции, для чего используются витаминные комплексы, биоактивные пищевые добавки, биостимуляторы и т. д.

Во-вторых, простым введением гормонов в организм извне.

Работа с пациентом строится следующим образом. Вначале каждый обратившийся обследуется. Начинают с анализа крови, затем проверяют ее реакцию на 150 различных элементов, а заканчивают сбором информации о питании, физических нагрузках, уровне подвижности, образе жизни человека.

По договоренности врач и медсестра могут приехать на дом, в офис или в гостиницу. По анализу крови определяют показания для гормонной терапии и исходное состояние организма для последующего его мониторинга.

Если применение СТГ необходимо и нет противопоказаний, подбирается индивидуальная доза. Вводится препарат самостоятельно два-три раза в неделю, подкожно.

Индивидуальный шприц многоразового использования внешне напоминает фломастер со встроенным в него электронным дозиметром и хранится в похожем на модный очечник футляре. В шприц вставляются картриджи, дозиметром регулируется уровень гормона.

Останавливаюсь на этом подробно, чтобы показать, насколько все просто. Не сложнее, чем ежедневная инсулиновая инъекция при диабете. Впрочем, при желании может приехать и медсестра.

Теперь самое интересное. Каков же реальный эффект от СТГ-терапии? Судя по заверениям врачей (я разговаривал с тремя) и по медицинской литературе, в основном англоязычной, эффект омолаживания организма наступает достаточно быстро.

Уже в первый месяц становится упругой кожа, расправляются морщины, уплотняются мышцы, уходят привычные залежи жира, увеличивается выносливость, повышается сексуальная потенция.

Но в первую очередь конечно же интересуют возможные осложнения и последствия лечения. Есть ли опасность онкологии, развивается ли психическая или физическая зависимость к препарату, растет ли доза, выражен ли синдром отмены.

Статистика за годы использования этого метода показывает, что стимуляция опухолевого роста в принципе возможна.

Врачи практикующие данный метод аргументируют тем, что всех потенциальных пациентов неоднократно обследуют на антитела к новообразованиям. Лекарственной зависимости, роста толерантности или абстинентного синдрома при антивозрастном лечении не наблюдается.

Честно скажу, и меня доводы специалистов по антивозрастной терапии относительно ее бесспорности и эффективности не вполне убедили. Есть и другие сомнения – философского характера: например, я не уверен, что в шестьдесят лет мне захочется беса в ребро.

Aбсолютно ясно другое: проблема замедления старения и все, что делается для этого наукой и медициной, – невероятно важно и интересно. Это как раз та область, где сейчас происходит что-то реальное.

Поэтому интересно вдвойне и достойно внимания.