Здравствуйте, коллеги по культуре. В середине прошлого века Рэй Бредбери написал роман-антиутопию "451 градус по Фаренгейту". Он описал мир, в котором книги считаются главным источником всех бед человеческих. Они, видите ли, учат человека думать. Поэтому для строительства идеального мира нужно все книги... сжечь. А количество развлечений, которые отвлекают человека от мыслей, увеличить в разы. Главный герой - человек, который сжигает книги - со временем разочаровывается в системе и начинает думать о том, как ее сломать...
Я слышала, что раньше пожарные тушили пожары, а не устраивали их.
Адаптации для зрителя
Книгу не раз и не два адаптировали для экрана. В 1966 году великий француз Франсуа Трюффо снял собственную версию. В 1984 году в СССР был выпущен телеспектакль "Знак Саламандры" по мотивам книги. В начале этого тысячелетия американцы сняли фильм "Эквилибриум", в котором четко прослеживается влияние романа. В прошлом году телеканал НВО выпустил фильм "451 градус по Фаренгейту", сильно отойдя от первоисточника. И вот вчера я добрался до спектакля в театре Et Cetera, который, оказывается, идет уже с 2007 года.
Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек.
Спектакль
Первое, что хочется отметить - спектакль очень близок к первоисточнику. К сожалению, бытует заблуждение, что если постановка близка к литературному оригиналу, это означает, что авторы спектакля особо не утруждали себя. На деле же все с точностью до наоборот. Сохранить позицию автора, но вместе с тем донести до зрителя собственное прочтение - это то еще умение усидеть на двух стульях. Режиссер Адольф Шапиро вытаскивает из книги про идеальный гипертрофированный мир мысли об обычном человеке - человеке с желаниями, сомнениями, страхами и мечтами. Робкий и неуверенный в себе протагонист (артист Эльмо Нюганен) не бежит сломя голову, но шаг за шагом приближается к страшным мыслям, к ужасным выводам. К словам и строчкам, которые еще недавно он сам сжигал. Но как бы силён не был страх, куда сильнее желание узнать, что же находится там - по ту сторону огня!
Безумец тот, кто хочет поменять определенность на неопределенность.
Актеры
Вдобавок к уже упомянутому артисту Нюганену хочется отметить еще Екатерину Рыжих и Игоря Яцко. Первая воплощает образ девушки, случайной знакомой главного героя, которая знает стихи, умеет мыслить, а себя на всякий случай характеризует "мне семнадцать и я сумасшедшая". Именно она становится символическим светом для мечущейся души главного героя. После знакомства с ней все то, что он в себе подавлял, вырывается наружу. Что же до Игоря Яцко, то его герой постоянно напоминает протагонисту, чем может быть чревато отступление от норм. При том, что сам антагонист очень даже начитан и образован. И ему явно не по себе от тех перемен, которые он наблюдает в поведении главного героя.
А ещё я думал о книгах. И впервые понял, что за каждой из них стоит человек. Человек думал, вынашивал в себе мысли. Тратил бездну времени, чтобы записать их на бумаге. А мне это раньше и в голову не приходило.
Итог
В 1953 году Рэй Бредбери рассказал, какой ад получается, когда начинают строить рай. В театре Et Cetera еще и показали, что это будет за мир, в котором у человека не остается ни одно секунды на подумать. Молчание. Занавес. Аплодисменты!
П.С. отдельно приятно было увидеть полный зал - при том, что спектакль идет уже 12 лет.
У меня на этом всё. Спасибо, что прочитали.
Фото: https://et-cetera.ru/