Изучение. Роль. Подход.
Изучение международного права и международных отношений за последнее десятилетие получило широкое распространение. Это не должно удивлять. Эти две дисциплины тесно переплетаются с традиционным изучением межгосударственных отношений и дипломатии. Роль международного права в международных отношениях вот уже на протяжении по меньшей мере столетия находится в центре некоторых наиболее важных дискуссий в области международных отношений. Что-то вроде интеллектуального клина между этими двумя дисциплинами возникло, когда в 1940-х и 1950-х годах социальные науки и международные отношения, в частности, приобрели бихевиористский характер. Нормативно-правовой и доктринальный подход многих ученых-правоведов, как представляется, мало пересекается с растущими социальными научными интересами ученых в области международных отношений для объяснения, толкования и все более точного прогнозирования международной политики. В течение короткого периода, совпавшего с апогеем структурного реализма 1970-х и 1980-х годов, международное право широко рассматривалось как не относящееся к изучению международных отношений.
Рост интереса
Засуха научной работы, увязывающей международное право с международными отношениями, закончилась к середине 1990-х годов. Изучение международных режимов в 1970-х и 1980-х годах предвещало резкий рост интереса к международному праву в настоящее время. Ученые не только проявляют все больший интерес к растущей "легализации" международных отношений, но и добиваются огромных успехов в теоретическом осмыслении и документировании последствий международных правовых норм и соглашений для нашего понимания международных дел в целом. Это привело к появлению новых областей исследования в международных отношениях, которые едва заметны два десятилетия назад.
Сфера применения и определения
Международное право может быть определено как свод принципов, обычаев и правил, признанных суверенными государствами в качестве имеющих обязательную силу обязательств в их взаимоотношениях.
"Закон отличается от других видов общественного порядка не формой, а соблюдением конкретных норм законности: всеобщности, обнародования, отсутствия обратной силы, ясности, отсутствия вопросов невозможности, постоянства и соответствия между правилами и официальными действиями".
Отличительная черта международного права - то, что отличает его от института, практики или политического соглашения, - это его принятие в принципе в качестве обязательного. Международное публичное право включает в себя набор обязательных для исполнения норм между государствами. Все чаще мы можем обнаружить случаи, когда такие нормы регулируют отдельных лиц (например, международное уголовное право и некоторые аспекты законов войны), но только государства (или, в некоторых случаях, организации государств) могут заключать международные правовые соглашения или договоры.
Международное право в истории
Какая-то форма международной системы правил регулировала отношения между независимыми политическими образованиями на протяжении веков, если не тысячелетий. Дэвид Бедерман утверждает, что среди древних народов Ближнего Востока и Средиземноморья существовало
"единое понимание того, что государственные отношения должны строиться в соответствии с установленными нормами и ценностями".
Он отмечает, что древнее право народов было, прежде всего, инструментом порядка, который использовался не только для обеспечения стабильных властных отношений между государями, но и для укрепления их внутренней легитимности. Хотя предыстория правовых соглашений между организованными группами людей была утрачена в тумане истории, уже в 2500 году до н.э. можно найти доказательства арбитражных решений третьей стороны в отношении пахотных земель между городами, а также пактов о ненападении (часто нарушаемых) между ними. Древние шумеры заключили "международные" соглашения о брачных союзах между правителями династий, арбитраже в управлении конфликтами между городами и государствами, а также законы о путешествиях и выдаче бежавших рабов, беженцев и дезертиров на заре истории.
Начало ХХ века
В начале ХХ века ученые, занимающиеся вопросами международного права и международных отношений, начали интенсивный, застенчивый диалог. Одним из окон этого разговора является скрытая дискуссия, которая проходила в межвоенные годы и была посвящена роли международного права в сокращении масштабов насильственных конфликтов между государствами. Во многом, конечно, это была подгруппа более общих дебатов о роли власти, морали и права, которые проходили среди различных так называемых идеалистов и реалистов права в 1920-1930-х годах. Аллен Карр был одним из наиболее заметных комментаторов последнего (и, по сути, является вероятным источником "идеалистического" ярлыка). У "идеалистов" было общее представление о том, что прогресс в международных отношениях после Первой мировой войны действительно возможен и, вероятно, будет основываться на принципах международной торговли, международных организаций и внутреннего демократического управления.
продолжение - https://zen.yandex.ru/media/id/5daf3e713f548700ac5b00b7/mejdunarodnoe-pravo-chast-2-5dd11a3aca2a7e43a17d98ca