Возвращаюсь к группам, век которых был короток, но они оставили о себе заметный след.
Сегодня зарисовка о столичной группе из Британии «Quatermass». Её создали в 1969 году музыканты у которых уже был огромный опыт работы в различных командах. Так один из основателей клавишник и вокалист Пит Робинсон/Pete Robinson, был участником таких коллективов как Chris Farlow и «The Episode». Бас гитарист и вокалист Джон Густафсон/John Gustafson был участником «The Big Three», «Quotations» и других групп. А барабанщик Мик Андревуд/Mick Underwood даже поработал вместе с Ричи Блэкмором/Ritchie Blackmore в группе «The Outlaws». Все они также работали с британским певцом и музыкантом James Royal.
Объединившись в «Quatermass» они работали в одном из клубов Лондона. Своё название для группы музыканты выбрали по фамилии вымышленного учёного - профессора Бернарда Куотермасса. Он был героем научно-фантастических сериалов, которые вышли в 1950-х годах на телевидении BBC. Профессор был придуман писателем Найджелом Нилом и являлся пионером британской космической программы. Как мы понимаем, всё это так и осталось плодом воображения британских учёных и писателей-фантастов.
Можно было б предположить, что и саунд группы будет иметь некое "космическое" звучание. Но первые выступление в клубе показали, что группа будет исходить из мощной ритм-секции, где на передний план будет выдвинут агрессивный Hammond орган. А сильный и уверенный голос Густафсона завершал созданный образ. Композиции были как собственного сочинения, к которому приложили руку все участники группы, так и заимствованный материал. В основном использовали композиции бывшего коллеги Пита Робинсона по проекту Chris Farlow гитариста Стива Хаммонда/Steve Hammond. Его же авторству принадлежит вещь «Black Sheep Of The Family», которую в дальнейшем ожидает всемирная известность.
А пока группа пользуясь известностью в музыкальных кругах, при поддержке Йэна Гиллана/Ian Gillan, заключает контракт с лейблом Harvest, и выпускает в 1970 году свою дебютную одноименную пластинку. Надо отметить, что обложку для альбома делала знаменитая дизайн-группа Hipgnosis.
Альбом состоит из девяти треков, два из которых «Entropy» и «Entropy (Reprise)» два коротеньких инструментала, которые заключают альбом как бы в обложку - они являются первым и последним на пластинке.
Далее идёт уже упомянутая композиция «Black Sheep Of The Family». Замечательно сыгранная, но получившая известность в исполнении группы «Rainbow», после того, как Ричи Блэкмор включил её в дебютный для группы альбом «Ritchie Blackmore's Rainbow» (1975). Интересная деталь - данная композиция была отклонена для включения в альбом группы Deep Purple «Stormbringer» (1974).
Следующая продолжительная «Post War Saturday Echo» - авторский материал, которому приложили руку Пит Робинсон и Джон Густафсон. Начинается призывным органом, а затем переходит плавно в спокойный блюз (сказывается школа Криса Фарлоу), впрочем с пятой минуты всё это больше уже похоже на джаз-рок. Ближе к концу композиции клавишные звучат где-то в стиле Кита Эмерсона/Keith Emerson.
Очень короткая, но эффектная «Good Lord Knows» звучит так за счет звучания средневекового клавесина и очень глубокого вокала Густафсона. Название композиции очень глубокомысленно.
«Up On The Ground» вполне себе можно принять за композицию из репертуара «Deep Purple». Это такой качественный хард-рок, но с третьей минуты орган погружается в импровизации близкие к джазовым, а ритм-секция звучит в этом же соответствии. Звучит всё это пиршество около четырех минут (всего композиция длиться 7:10). Отметим, что авторство принадлежит целиком Джону Густафсону.
Видео с сайта www.youtube.com, канал emile rock
Следующие две композиции «Gemini» и «Make Up Your Mind» принадлежат, скажем так, перу уже упоминаемого Стива Хаммонда. Очень много импровизаций, опять слышится эмерсоновский орган. Слушается с большим удовольствием.
Заключительная «Laughin' Tackle» (не считая коротенькой Entropy), написанная и аранжированная для симфонического оркестра Питом Робинсоном, настоящая эпическая вещь, продолжительностью более десяти минут. Здесь высказались все, включая продолжительное соло на ударных Мика Андревуда. Этот боевик слушать обязательно!
Но, как это часто бывает, альбом прошёл незамеченным у себя на родине. Некоторый интерес он вызвал в Германии, и только после того, как композиция «Black Sheep Of The Family» выходит на дебютном альбоме группы «Rainbow», начинается поиск первоначальных вариантов этой песни. Вот тогда обращают внимание на альбом группы «Quatermass», допечатывают ещё 20 000 экземпляров, и альбом становиться культовым.
Но, группа распалась сразу же после первых гастролей по США, так и не выпустив запланированного концертного альбома, так как даже фирма Harvest не поверила в дальнейшие перспективы.
Но, надо отметить, что музыканты этого, как оказалось, одноразового проекта, в дальнейшем были очень востребованы и выступали в группах первой лиги.
Например, Джон Густафсон был участником таких групп, как Hard Stuff , Roxy Music. Записывал альбомы с Йэном Гилланом/Ian Gillan, Стивом Хакеттом/Steve Hackett, Риком Уэйкманом/Rick Wakeman. Пит Робинсон был участником джаз-рок-группы Brand X, а Мик Андревуд также сотрудничал с Йэном Гилланом/Ian Gillan.
Полностью альбом «Quatermass» можно послушать на страничке ВКонтакте.
Если понравилась статья, голосуйте, делайте подписку на все публикации, оставляйте комментарии.