Легендарная легковушка ГАЗ М1 фактически является копией американского Ford-B. Почему же этот автомобиль до сих пор считается гордостью советского автопрома?
ГАЗ М-1 должен был заменить устаревшую модель ГАЗ-А, выпускавшуюся на заводе им. Молотова с 1932 по 1936 годы. Согласно договору с американцами, помогавшими строить Горьковский автозавод (в то время имени Молотова), советской стороне также передавались чертежи и документация на модели Форд-А и Форд-В. Именно по образцу Форда-В советские конструкторы и проектировали будущую «эмку». Первые опытные образцы были готовы в начале 1935 года. Пройдя испытания, выяснилось, что многие узлы и агрегаты не приспособлены к тяжелым условиям эксплуатации в нашей стране. Поэтому конструкция автомобиля подверглась жесткой доработке, причем изменения были настолько глобальные, что машину стали считать полностью своей, «советской», несмотря на большое сходство с американским оригиналом. Нужно признать, что эти изменения пошли машине на пользу — внешне она выглядела более современно, чем Форд, и была намного лучше приспособлена к не самым лучшим советским дорогам. Серийный выпуск начался в 1936 году, и продолжался до 1942 года. В военное время легковушки собирались штучно, мелкими партиями из имеющихся в запасе комплектующих.
Модификации
Кроме классического седана «черного воронка», знакомого нам по фильмам и сериалам, «эмка» имела много модификаций. В частности, автомобиль работал в такси, и имел специальную окраску и таксометр. Выпускался пикап с индексом ГАЗ-415, перевозивший 500 кг груза и двух пассажиров. Еще одна модификация ГАЗ-11-73 получила 6-цилиндровый двигатель (на классический седан устанавливали 4-цилиндровый мотор). Из-за этого в подкапотном пространстве не хватило места, пришлось сделать выпуклую радиаторную решетку, по которой и опознавалась эта модификация. Для военных нужд выпускался бронеавтомобиль БА-20.
«Эмка» в спорте
Особо нужно сказать и о спортивной версии с индексом ГАЗ-ГЛ-1. На базе «эмки» сконструировали спортивный автомобиль, который получил более мощный двигатель, обтекаемый кузов, и в целом подвергся многим специфическим конструктивным доработкам. Автомобиль установил всесоюзный скоростной рекорд, разогнавшись почти до 162 км/ч.
Модернизация
В свою очередь, ГАЗ-11-73 тоже модернизировалась и модифицировалась. На её базе в 1941 году была выпущена полноприводная модель, получившая заводской индекс ГАЗ-61. Таким образом, ГАЗ-61 стал первым в мире полноприводным седаном с комфортабельным салоном. Позднее эстафету примет внедорожный седан на базе Победы — ГАЗ-72. Также модельный ряд ГАЗ-61 включал в себя ГАЗ-61-415 с кузовом пикап, ГАЗ-61-40 с кузовом фаэтон, и небольшой тягач ГАЗ-61-417. Автомобили этого семейства выпускались на протяжении всей войны, до 1945 года, и были высоко оценены высшим командным составом Советской Армии.
За 7 лет производства было выпущено 62888 автомобилей ГАЗ М-1. На смену ему пришла более современная и комфортабельная «Победа». В наши дни автомобили семейства очень высоко ценятся как среди коллекционеров редких автомобилей, так и среди кинематографистов, снимающих фильмы и сериалы о военном и послевоенном времени.