Сообщение о том, что в школы Беларуси собираются вводить должности военруков, меня не удивило. Однако, как офицера, пусть в отставке, подвинуло к осмыслению. Оставаться в стороне, сродни предательству. Тем более, что я около 20 лет работал учителем ДПЮ и нструктором в ДОСААФ. В Уставе этой общественной организации, в ее названии и даже в руководстве котрой замаскированы "военруки". Вот и решился по публичной рекомендации Президента поделится своими "непричесанными мыслями". Я многму перестал удивляться. Одно только решение о "реформе школы" в основе которого было введение 10 бальной оценки знаний, вызвало недоумение. Потому, что все остальное, как показало время кануло в Лету. Введение новой / старой должности военрука в школе, где между предметные связи существуют формально: в папочках, а на очередном уроке героем нашего времени могут быть названы не наши достойные земляки Герои Советского Союза и Герои Труда, причем оба дважды: Кирилл Прокопович Орловский и Петр Миронович Машеров жизненный подвиг, борьба и трудовая деятельность которых - образец для подражания солодым, и безусловно, личности объединяющие.
Можетслучиться и так, что на очередном уроке назовут имена сомнительных персон: Костюшко, Калиновского или Солженициына, пойдет бесконечная дискуссия, но не о том "Как закалялась сталь", а о бел - чырвона - белом сцяге, битве под Оршей польско - литовских и русских войск в котрой сомнительную победу одержали "белорусские (?) вояры", о захоронениях в урочище Куропаты, непонятно что утверждающем Чернобыльскиом шляхе... Обсуждене эффектной пустоты. Конечно, свою историю надо изучать, ее надо знать, учиться делать делать выводы для тог что бы "строить мост в будущее". А что скажут по этому поводу юноше дома...
Однако страннно, что "идеологи" на местах в коллективах эту тему вообще не поднимают. Интересно, как на фоне этой "дискусии" может выглядеть военрук? Он станет истиной в последней инстанции, его мнение будет подкреплено на страницах учебников истории, литературы. А будет ли этот военрук нравственным авторитетом для подростков?
Профессионализм, это первое условие успеха, котрый во всяком деле, как мне кажется, прячется в тщательной подготовке обеспечивающей "Чистую линию" то ли изделия, то ли воздействия Словом. Не просто словом, а Словом способным идти впереди всего и вести за собой. Такие спецалисты - "штучный товар". Их поиск, подготовка затратна и по времени и по средствам. Развитие успеха творит человек - мастер. Это подверждают и такие авторитеты, как В. И. Ленин, Л.Н. Толстой...
Второе условие. Для результативной профессиональной работы самого идеального военрука - специалиста нужна соответствующая среда. Нужна система способная такую среду создать. Попутно замечу, сегодня нет даже попыток разработать модель идеального учителя, методики патриотического воспитания... Такая среда должна быть организована не только в школе, но и в социуме. В издании "Настаунiцкая газета" № 25, 2007 год, статья зам министра Т.М. Ковалевой "Только организация системы воспитателной работы в учреждении, регионе, создание воспитательного пространства могут противостоять негативным явлениям." Стакими убеждениями в министерство ее бысто вытеснило... Успех таится в сложности такой работы, что подтверждает сама жизнь. Предпринятые попытки Администрации президента в 1997г. Совета Министров в 2007 г. создать Координационные центры госорганов, политических партий, общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи успехом не увенчались. В декабре 2015 года еще одно соглашение (профсоюзы, БООВ, БРСМ... )на эту тему... Без результатно, как и поиск национальной объединяющей идеи... Шапиро С. Б. грозился создать даже матрицу. Рискну возразить и профессору и доктору наук, думаю, что организация воспитания в коллективе не может вестись по инструкции, по матрице...
Успех таится в трудности организации такой среды и в коорднции ее работы. В деле воспитания главная роль, пожалуй отводится не инструкциям и не методикам. Не стоит искать и какой либо глубоко запрятанный особенный секрет способствующий развивитию успеха, решению проблем воспитания. Пожалуй, как гласит народная мудрость "Бог и дъявол" прячутся в мелочах. Теорию Малых дел разработал коммунист А. Грамши. Ее "эффективность" только не во благо, а вопреки показала перестройка. Мелочиами: джинсами, памперсами, жевательной резинкой убедили целый народ и его авангард КПСС, что "Иного не дано", "Мы хотим премен". И большинство(!) пусть молчаливо согласилось... "Так жить нельзя", "Мы хотим перемен" сожалели о "Россие котрую мы потеряли". Пора определиться. "Чего же ты хочешь?" И осмыслить непонятое с 1969 года предупреждение В. Кочетова о начале разложениия советского общества, которое к сожалению продолжается...
Третье условие. Размышляя о развити успеха в формировании париотических настроений, следует все таки вывести "Формулу любви". Полагаю, что она на поверхноси и выражается одним простым, кортким и и емким, всем знакомым словом: "ТРУД"! Любовь - это труд! Труд умственный, труд физический и пока к сожалению экономически абсолютно не рациональный скоре потребительский - труд ратный... Если проецировать "любовь - труд" на образ женщины, то и здесь все и романтично и высоко нравственно. Проявление любви к "Родине - Матери", к любимой материализуется более всего в конкретных поступках мужчины в основе которых труд. Вспомним "Левша" Н. Лескова, "Золотая роза" К. Паустовского и В. Маяковский: "любить это значит... до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова силой своей играючи". Конечно каждому интересно куда будет направлен его ратный труд. Лозунг: "Народ и армия - едины" при капитализме не работает и потому снят. Середины между капитализмом и социализмом нет, как нет середины между утверждениями я-мое-иметь и МЫ-НАШЕ-БЫТЬ! Тогда куда? Школа не может быть вне политики. Решение этого вопроса - главная составляющая часть воспитатательного пространства.
Четвертое. Условия фомирования личностных качеств и патриотической настроенности. Попытаюсь их назвать: *Уроки ДПЮ, истории, литературы, физической культуры...- каждый такой урок проводимый профессионально будет нести элементы воспитания у молодых потребных качеств, трудолюбия и любви подтверждая расхожий тезис: "Мы рабы Слов" и что педагогика наука не точная, но возня высоко профессиональьная.
* Туризм пеший и краеведческо - поисковая арбота. В немногих школах есть попытки... Но чаще ее заменяют поездки в музеи столицы и областных центров. Поездки для галочки, для надбавки к зарплате. В комфортабельных автобусах с напитками, иогуртами,чипсами, бутербродами, смартфонами сопровождаемые педагогами отвечающими скорее за безопасность, чем за воспитание.
* Активное участие в работе общественных организаций, общественно - полезный труд и благотворительность. Эта тема на мой взглд, богами педагогического Олимпа - "Чистый лист"
Со школой должны сотрудничать и иметь свои структуры общественные объединения: ДОСААФ представляется первичными организациями. Если порблема подготовки массовых мероприятий то
время проведеня классного часа (более 30 часов в каждом классе, только за год) пропадает впустую. Очень редкая школа может представить наличие таких связей. Хотя Устав ДОСААФ определяет Основные государственно значимые задачи: подготовка населения к защите Республики Беларусь; развитие технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодежи; содействие (?) патриотическому воспитанию граждан; участие в подготовке граждан к военной службе и трудовой деятельности. В массе генералы в ДОСААФ прикрылись автошколами, взносы "членов" идут на нужды автошкол.
Роль и возможное влияние на школьников военных комиссариатов, БООВ (ветеранов), Союза офицеров, БСВВА, РК БРСМ вообще определить трудно. Огромный потенциал и ресурс членов общественных объединений не востребован и учреждениями образования.
Опасаюсь, что "военруки" начнут сразу массово строить у школ полосы препятствий таким образом оправдывая свое присутствие. Мои непричесанные об этой проблеме были изложены журналом "Народная асвета" в статье "Хто пчуе и дапаможа," в июне 1995 года и июле1997 года "Слова перамога у школьным лексиконе". Суть моих "рассуждалок"- создание леснаых многофункциональных баз где есть и палаточный городок и полоса препятствий, и бивак для групп пеших и вело туристов, диких туристов, и маршрут для проведения кроссов, и пневматический тир, и творческая мастерская по заготовке лесного материала и углубленной переработке отходов леса...
Военруки в школы думаю, что посыл сырой. Смотеть надо шире используя опыт... А если помечтать... Взросление, вхождение юноши во взрослую жизнь всегда, даже у диких народов, сопровождалось испытаниями связанными с напряжением воли, иногда даже риском для жизни. Это потребность. Преодоление опасностей заложено в каждом из нас на генетическом уровне еще и потому, что миллионы лет становление человека шло в борьбе с трудностями быта, опасностями не только природными... Попытка лишить человечество этих событий, лишить такой борьбы с опасностями уже породило негативные явления скайуокинг, руфинг, сталкерство, диггерство, зацепинг, паркур, планкинг и другие... и селфи пусть с риском для жизни... Вручение документа о совершеннолетии - паспорта мы проводим без без предварительных испытаниий, без ритуала. Даже дикари имеют ритуал посвящения юноши в мужчину. Сдача норм ГТО (готов к труду и обороне) в советское время не связывалась традициями посвящения, но способствовала развитию. ДЕ советизация - явление запеленали.
Еще один важный момент в работе военруков. До сегодняшнего дня школы сержантов пополлняются призывниками без предварительного отбора. Рекомендованные в СССР тесты нервно психологического отбора не используются. Рекомендации учителей ДПЮ школ о целесообразности использования в качестве младших командиров в УПК не вносятся... Конечно никакой целенапроавленной инндивидуальной работы по проблемным вопросам с "трудными" подростками не проводится, свидетельство тому отсутствие в школах научно разработанных тестов, рекомендаций...
И последнее... Генералиссимусы Суворов, Сталин не стеснялись советоваться перед принятием решений даже в военное время. Но наши министры игнорируют и Вспомни цитату из книги К. Рудого: "Потому что мы так решили". опыт даже генералиссимусов. Такя форма принятия решений - путь тупиковый. Особенно в идеологи, педагогике, в любом деле где требуется искусство...