Достаточно странная тема для блога репетитора, не правда ли?
Тем не менее, я действительно считаю, что большому количеству школьников занятия с репетитором не только не нужны, но прямо-таки противопоказаны.
Итак, в каких случаях лучше справиться самостоятельно или обратиться к специалистам иного профиля, не по предмету?
1. Низкая успеваемость по причине запущенных проблем из начальной школы
Будем откровенны: текущая школьная программа (если не говорить о специализированных лицеях и гимназиях) достаточно примитивна.
И если у ребенка проблемы с освоением, к примеру, физики, химии, математики в пределах 8-9 класса, то это может означать три вещи:
- полную некомпетентность педагога
- психологические проблемы ученика
- запущенность с начальной школы.
К сожалению, большое число школьников сейчас не владеют навыками функционального чтения (т.е. умения понимать и систематизировать прочитанное) и не умеют следовать схемам и алгоритмам сложнее, чем в 2 шага, не говоря уже о том, чтобы суметь их самостоятельно составить или сориентироваться в случае их отсутствия.
В общем и целом: если ребенок смотрит в учебник и не может там ничего понять - вам не нужен репетитор по этому предмету. Вам нужен тот, кто научит его учиться. Педагог начальной школы, или нейропсихолог, или просто внимательный родитель.
2. Профнепригодность
И это еще одна очень грустная ситуация, которую я регулярно наблюдаю уже у старших школьников.
Десятый класс, скоро поступление, пора выбирать ВУЗ и... Дальше много вариантов, например:
- надо идти туда, где больше платят
- надо выбрать востребованную специальность
- надо поддержать семейные традиции
- надо быть не хуже других...
И еще масса не менее бредовых причин для выбора предстоящего пути.
В результате ребенок оказывается в ситуации, в которой он занимается предметом, который ему или неинтересен до зубовного скрежета или невероятно сложен. А часто - и то, и другое вместе. Зачем и кому нужны эти мучения, непонятно. Тем более что результат в конце концов один: даже если ребенка удалось пропихнуть в задуманный ВУЗ, он или не может там учиться, или может, тянет лямку в течение 5 лет, а в итоге оказывается посредственным специалистом, который ходит на работу как на каторгу.
А может, несчастный озлобленный участковый врач стал бы прекрасным строителем или мастером маникюра или веб-дизайнером?