Найти тему

Самые известные педагоги. Применяли ли они свои теории на родных детях?

Начнём, пожалуй, с одного из самых известных педагогов советской России Антона Семёновича Макаренко.

Очень спорная личность. Но не замечать его вклад в Российскую педагогику нельзя.

Антон Семёнович родился в семье рабочего железнодорожного депо Харьковской железной дороги. Должность по тем временам была уважаемой, на железную дорогу брали работать только высококвалифицированных рабочих.

А.С. Макаренко в детстве
А.С. Макаренко в детстве

Из-за близорукости и замкнутости одноклассники часто подшучивали над мальчиком, порой очень жестоко. К семнадцати годам у него начали появляться мысли о самоубийстве. От необдуманного шага юношу уберёг местный священник Григорович, проводивший с ним долгие душеспасительные беседы о Боге, вере и человеческом предназначении. Часто он присылал свою жену Елизавету Фёдоровну проведать подопечного. Видимо, у попадьи действительно нашлись сильные слова, правда, кончилось всё совсем не так, как того хотел бы её муж. Елизавета Фёдоровна ушла от Григоровичу к Макаренко, который был на восемь лет младше её. Скандал в маленьком Крюкове случился страшный, отец даже выгнал Антона из дома. Но своего решения юноша не поменял.

К тому времени Макаренко уже окончил учительские курсы и получил место учителя русского языка, рисования и черчения Крюковском двухклассном железнодорожном училище. Уже в таком юном возрасте он всячески старался не просто хорошо преподавать свой предмет, но и перевоспитывать учеников.

Елизавета Фёдоровна тоже стала учительницей, окончив женские курсы в Киеве - они ценились гораздо выше годичного обучения, которое прошел Антон. Именно жене Макаренко после революции предложили возглавить колонию для беспризорников. А уж она уступила это место Антону. То время было для страны поистине нелёгким, но особенно тяжело приходилось детям, выброшенным на улицу после революции.

В 1920 году Полтавский Губнаробраз поручил Макаренко создать трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, год спустя она получила имя Максима Горького. Подробнее об этом можно прочитать в самом известном произведении А. Макаренко "Педагогическая поэма".

А. Макаренко со своими воспитанниками и  М.Горьким. Фото взято из открытых источников.
А. Макаренко со своими воспитанниками и М.Горьким. Фото взято из открытых источников.

В Москве Макаренко вступил в Союз Писателей, как автор нашумевшей "Педагогической поэмы" (1925-1935), занимался литературой, читал лекции, вёл передачу на радио и работал над сценарием фильма.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Макаренко выявил факт двойной зависимости – коллектив влияет на человека, и человек влияет на коллектив. Он большое значение уделял коллективу, его воспитательным возможностям. Дело не в труде как таковом, а в способе взаимодействия людей в процессе труда – работают ли они просто рядом, или в полном смысле вместе.

А каким же отцом был А. Макаренко?

С первой возлюбленной Антон Семёнович так и не создал семью, но прожил с ней более 20 лет. Женился лишь в 47, на инспекторе Наркомнадзора - Галине.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Своих детей у Макаренко так и не было. Он воспитывал дочь своего брата Олимпиаду и сына Галины от первого брака Льва.
Лев Михайлович стал инженером по испытанию самолётов, занимался и конструкторско-исследовательской работой. 

Олимпиада реализовалась профессионально, счастливо вышла замуж за поэта Сергея Васильева и родила двух детей. Екатерина Васильева стала известной талантливой актрисой. Антон Васильев занимается публицистикой, экологией, пишет стихи. И Екатерина, и Антон всегда интересовались у матери ее жизнью в семье знаменитого на весь мир педагога. 

В семье Антона Макаренко царила любовь, ведь основной принцип воспитания у Макаренко был основан на этом чувстве: «Любовь — это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей и создает величайшие человеческие ценности». Макаренко сокрушался, что его коллеги-современники игнорируют любовь и считают ее лишней в деле воспитания. Сам он был абсолютно уверен, что вырастить счастливого человека без любви невозможно. 

10 принципов педагогики Макаренко:

  • Ваше собственное поведение — самое главное в воспитании. 
  • Воспитание детей требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. 
  • Каждый отец и мать должны хорошо представлять, что они хотят воспитать в своем ребенке. 
  • Вы должны хорошо знать, что делает, где находится и кем окружен ваш ребенок. 
  • Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора. 
  • Не навязывайте свою помощь, но всегда будьте готовы помочь. 
  • Не платите и не наказывайте за результаты труда. 
  • Научить ребенка любить невозможно без воспитания человеческого достоинства. 
  • Никогда не приносите себя в жертву ребенку. 
  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. 

Спасибо за внимание, ваша мамАня ;-)