8 августа 2017 года уезд Цзючжайгоу китайской провинции Сычуань пострадал от сильного землетрясения в 7 баллов. Уезд весьма известен в Китае и мире тем, что на его территории расположен одноимённый парк, жемчужина китайской природы – с лазурными и изумрудными озёрами, водопадами и прекрасными горами. Особенно хорош парк осенью, когда деревья переодеваются в золото. В октябре посещаемость парка всегда росла в разы. Охотники за красивеньким фото спешили сюда, чтобы похвастаться в соцсетях, в какой чудесной стране живут.
Но всё изменилось 8 августа 2017 года – день для Цзючжайгоу поистине исторический.
В этот день в парке, как водится, гуляли туристы. Многие поселились рядом с парком, поскольку он находится в довольно отдалённой местности (хотя там и есть международный аэропорт Цзючжайгоу – Хуанлун: вид самолёта, летящего низко над дикими горами, довольно специфичен). Землетрясение унесло несколько десятков жизней. Помимо этого, оно разрушило дороги, уничтожило инфраструктуру внутри парка и нанесло ущерб некоторым природным объектам. Знаменитый водопад Ножилан, самый широкий в Поднебесной, завалило грудой грязи и камней. Целые озёра слились между собой. С вершины хребта, круша всё на своём пути, скатился огромный камень.
После землетрясения парк закрыли. Для уезда Цзючжайгоу это было малорадостным событием: туризм приносил немалую прибыль местным жителям – владельцам отелей и гидам, а также прочим работникам парка. Начались работы по восстановлению Цзючжайгоу. В марте 2018 года было объявлено о возобновлении туристических визитов в парк, однако на сей раз природа преподнесла людям новый сюрприз – мощные ливни. Окончательно Цзючжайгоу не восстановлен до сих пор. Часть парка со знаменитыми достопримечательностями – озером Панды и Первобытным лесом будет открыта для посетителей только в 2020 году.
Я пробралась в Цзючжайгоу всеми правдами и неправдами. Парк открыли на пробный период 27 сентября 2019 года. Количество билетов в день ограничивается пятью тысячами. Пропускают через кордон только туристические группы. Я и попала в такую «группу»: сплошь одинокие путешественники, которых собрали вместе под руководством местного гида (это была весьма интересная дама тибетской народности) и за немалую сумму провели в парк. В стоимость билета непременно входит страховка: по многим дорожкам парка ходить до сих пор опасно.
Было 15 ноября – последний день «высокого сезона». И последний день, когда у меня оставалась возможность выхватить у обстоятельств билет в парк без того, чтобы моё путешествие по провинции Сычуань пошло не по плану или затянулось. Потому что в последующие дни (когда начинался «низкий» сезон и цена на билет несколько уменьшалась) «мест» не было. Сэкономить у меня не получилось, но я всё равно страшно радовалась возможности ступить на территорию Цзючжайгоу. Мало того что я удостоилась чести побывать здесь почти сразу после нового открытия, так ещё и толпы были не такими огромными, как в былые времена, когда число посетителей в день превышало 20 000! А значит, я могла спокойно насладиться красотой этих мест, которая ослепляет посетителя с первого взгляда.
Первым делом мы проехали на автобусе (передвижение на котором входит в стоимость билета) в долину Шуньчжэн, где полюбовались на «новый» водопад, носящий то же имя, что и сама долина. Это своеобразный «подарок» от разбушевавшейся природы, образовавшийся в ходе подземных толчков. Водопады не очень высокие, но довольно обширные и красивые. Правда, впечатление немного портил крепкий утренний мороз. Он сковал инеем деревянные настилы на туристических тропах, и риск упасть (может, затем и нужна страховка?) был весьма большим. Холод пробирал до костей, пока солнце не поднялось над вершинами гор и не залило долины Цзючжайгоу ярким светом.
Тогда-то тибетская гид и отпустила нас в свободное плавание «пофоткаться», а я без всякого сожаления отбилась от группы – что спросишь с иностранца! Помимо меня, по Цзючжайгоу кружило немало таких же «единоличников». Итак, я села на очередной автобус, и он привёз меня к озеру Чанхай (со второй фотографии), где я долго проталкивалась сквозь толпу, боясь даже представить, насколько тесно здесь было до землетрясения. Прогулявшись немного вдоль Чанхай, я отправилась пешком на следующее озеро – Уцайху, или Разноцветное озеро.
Там было безумно красиво. И не менее людно. Пять тысяч посетителей в день, говорите? В порыве сбежать от вездесущих китайцев я решила дойти до туристического центра Ножилан пешком (целых 14 километров). Не тут-то было. Только началась безлюдная дорожка – как возник знак «Проход воспрещён». Я уныло вздохнула, сфотографировала озёра, к которым приблизиться не могла, и поплелась на автобусную остановку.
В туристическом центре Ножилан в самом разгаре был обед. У меня с собой был бутерброд. Хотела я куда-нибудь усесться перекусить, но все стулья и столики были заняты. И я присоединилась к живописной компании китайцев, трапезничающих прямо на земле.
Снова автобус. Я перебралась в другую часть парка – к озеру Ухуахай. Оттуда прямая дорога к озеру Панды, в Первобытный лес, но эти знаменитые места пока для нас закрыты. Я обошла вокруг Ухуахая и видела лишь обломки былых опор и настилов, ведущих в сторону озера Панды. Стало даже немного не по себе.
«Зато отсюда я точно доберусь пешком до Ножилана!» – смело решила я. Расстояние было совсем детское, и я пустилась в путь.
Но пешком мне удалось дойти только до Жемчужной отмели – Чжэньчжутань. Здесь прозрачная вода течёт по сточенной скале, создавая ощущение, что скала сделана из жемчуга. Такими же жемчужными выглядят водопады рядом с отмелью. Прямо в воде растут деревца, дополняя невероятную картину.
А за отмелью – снова перегороженные тропки и необходимость садиться в автобус. Я сделала короткую остановку около Зеркального озера – Цзинхай, вернулась в туристический центр Ножилан и оттуда направилась к знаменитому водопаду. А вот уже от Ножилана тропа была открыта вплоть до озёр Тигра, Носорога и долины Шучжэн. На тропе китайцы встречались редко, и прогулка удалась на славу. Я даже почувствовала лёгкую усталость и в автобус садилась теперь с удовольствием.
Последней моей остановкой в парке был тибетский буддийский храм Цзажу. Это довольно большое сооружение в несколько этажей. Внутри монах просвещал туристов относительно статуи Будды. Фотографировать не разрешалось, но чувство благоговения и не позволяло. Трепет перед сильной, но такой хрупкой природой, перед текущей вперёд, как вода на Жемчужной отмели, человеческой жизнью здесь достигал апогея. Я уходила из парка, стерев ноги, с покрасневшим на ярком горном солнце лицом, но знала, что путешествие это вряд ли когда-нибудь забуду. А ещё – что мне всё-таки очень повезло попасть в Цзючжайгоу прямо после открытия!
У меня в запасе ещё десятки фотографий и сотни слов об этом удивительном месте, но я оставлю их для следующего раза. С огромной радостью я бы вернулась сюда снова – в знаменитые «золотые» осенние дни – несмотря на все толпы и прочие препятствия. Потому что Цзючжайгоу воистину необыкновенен!
Спасибо за прочтение. Подписывайтесь на канал! А ещё больше фотографий и историй о жизни в Китае вы можете увидеть в моём Инстаграме.