Найти в Дзене
Фёкл Емельянов

Отставание России от Запада. Mиф или реальность. Часть I. Живопись

На эту тему существует множество мнений. Давайте же взглянем на это объективно. Итальянский живописец Антонелло да Мессина в 1473 году изобразил Иисуса Христа (слева). 24 годами позже в России, в 1497 была написана «Тайная вечеря» (справа) В XV веке искусство Европы как и России черпало вдохновения из религии, однако качество работ можно сравнить едва ли не по прошествии нескольких веков XVI век для Европы всё ещё остаётся христианским, однако в искусстве появляются древнегреческие мотивы. Россия же до сих пор черпает идеи из православия. В конце XVI,в начале XVII веков, для Европы присуще светские мотивы. Значение религии не потеряло своего места в искусстве, однако религиозные образы в картинах , подобно древнегреческим несут не смысловую (поучительную) нагрузку, а скорее являются попыткой изобразить в новой художественной технике. Россия в XVII веке в живописи остаётся приверженцем православия в искусстве, даже с появлением жанра портрета - парсуна, продолжает в своих живопи

Андрей Рублёв. Троица. Икона. 1411 или 1425—1427 годы
Андрей Рублёв. Троица. Икона. 1411 или 1425—1427 годы

На эту тему существует множество мнений. Давайте же взглянем на это объективно. Итальянский живописец Антонелло да Мессина в 1473 году изобразил Иисуса Христа (слева). 24 годами позже в России, в 1497 была написана «Тайная вечеря» (справа)

Картины XV века, на религиозную тему
Картины XV века, на религиозную тему

В XV веке искусство Европы как и России черпало вдохновения из религии, однако качество работ можно сравнить едва ли не по прошествии нескольких веков

Беллине. Моление о чаше, ок 1455
Беллине. Моление о чаше, ок 1455
Г. Никитин, С. Савин Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея. Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1681
Г. Никитин, С. Савин Воскрешение сына сонамитянки и Нахождение Моисея. Фрески церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1681

XVI век для Европы всё ещё остаётся христианским, однако в искусстве появляются древнегреческие мотивы. Россия же до сих пор черпает идеи из православия.

Корреджо. Юпитер и ИО ок.1531 (слева). Прокопий Чирин. Икона «Святой Никита-воин». 1593(справа).
Корреджо. Юпитер и ИО ок.1531 (слева). Прокопий Чирин. Икона «Святой Никита-воин». 1593(справа).

В конце XVI,в начале XVII веков, для Европы присуще светские мотивы. Значение религии не потеряло своего места в искусстве, однако религиозные образы в картинах , подобно древнегреческим несут не смысловую (поучительную) нагрузку, а скорее являются попыткой изобразить в новой художественной технике.

Караваджо. Шулеры. 1594
Караваджо. Шулеры. 1594
Рембрант. Христос во время шторма на море Галилейском. 1633
Рембрант. Христос во время шторма на море Галилейском. 1633

Россия в XVII веке в живописи остаётся приверженцем православия в искусстве, даже с появлением жанра портрета - парсуна, продолжает в своих живописных средствах зависеть от иконописи.

Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный», 1658 год. (слева) Царь Федор Иоанович. Парсуна. Неизвестный художник. 1630-е. (справа)
Симон Ушаков. «Спас Нерукотворный», 1658 год. (слева) Царь Федор Иоанович. Парсуна. Неизвестный художник. 1630-е. (справа)

Изменения в живописи в России произошло при Петре Первом, когда посредством зарубежных художников, в России "насаждалась" новая художественная школа.

 И. Г. Таннауэр. Пётр I в Полтавской битве. 1710-е.
И. Г. Таннауэр. Пётр I в Полтавской битве. 1710-е.

Однако первые картины принадлежали кисти иностранных мастеров и лишь спустя несколько десятилетий, они научили русских художников технике западной живописи.

 Иван Никитин. Портрет канцлера Г. И. Головкина. 1720-е.
Иван Никитин. Портрет канцлера Г. И. Головкина. 1720-е.

Лишь в XVIII-XIX веках в России научились копировать, то, что Европа делала 200 лет назад.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старушки. 1655 (слева). Илья Ефимович Репин. Портрет старушки. 1870-е (справа)
Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старушки. 1655 (слева). Илья Ефимович Репин. Портрет старушки. 1870-е (справа)