Найти тему
Колхоз имени Октября

Сложно поверить, как на «коляснике» СТЗ-15 вспахивали по 700 гектар

Мне можно сказать повезло, что довелось работать в одном коллективе с механизаторами, которые начали работать на тракторах еще в годы войны, будучи 15-16 летними подростками. Их рассказы, воспоминания порой вызывали удивление и недоверие. Как это можно было заводить трактор рукояткой «кривым стартером».

Да и сами трактора полностью железные и колеса , сиденья, причем карбюраторные, именно такие были СТЗ-15, первые массовые сельские трактора, как на них умудрились вспахивать и обрабатывать такие большие площади. Ветераны вспоминали, что сил порой не хватало, чтобы резко крутануть «кривой стартер» для заводки трактора и была сильная отдача, это когда двигатель схватывал в обратную сторону и рукоятка , не успев выйти из храповика, била по рукам.

-2

А на этих тракторах работали и женщины, поэтому, если на поле работало несколько тракторов, то заведя двигатель одного, остальные заводили с буксира. СТЗ-15 мог пахать с трехкорпусным прицепным плугом, но если почвы тяжелые, то один корпус убирали, чтобы в срок уложиться с полевыми работами. За каждым трактором было закреплено по три человека, которые работали в три смены, глушили трактор только для обслуживания и заправки.

Выносливость трактора СТЗ-15 объяснялась, его максимальной простотой конструкции. Чугунная литая рама и картер трансмиссии были одним целым. Моторесурс двигателя был достаточно большим, так как на нем был уже установлен масляный насос, воздушный и масляный фильтра, что значительно продлевало работу двигателя, зажигание на котором обеспечивалось с помощью надежного магнето.

-3

Благодаря этим трактора, а особенно людям, которые на них работали, а это в основном подростки и женщины, достигалась высокая производительность ,средняя была от 700 гектар и более на один трактор. На поле, где работали трактора, всегда находился водовоз на лошади с бочкой воды, а так же всегда был запас горючесмазочных материалов. Трактористы порой неделями не появлялись дома, ночуя прямо на полевых станах. Неудивительно, что многие ветераны – механизаторы не дожили до пенсии, потеряв здоровье еще в молодые годы.