Мой соавтор МЮ рассказывает о группах, использующих в своем творчестве наследие Pink Floyd.
Рок все больше сближается с классической музыкой. Причем достаточно странным образом. Я говорю о том, что новых ярких мелодий, риффов, музыкальных идей и ходов появляется все меньше . Сегодняшние рок-хиты - перепевки старых удачных номеров, их новые интерпретации, а то и откровенный плагиат. Примеров тому несть числа.
На этом фоне все более востребованными становятся качественные кавер-бэнды. Не случайно группы, исполняющие "чужую" музыку, все чаще оказываются хедлайнерами на всякого рода фестивалях, фестивальчиках и просто сборных концертах. Во всяком случае на Западе (видел сам). И это в присутствии достаточно известных исполнителей, выдающих "собственный продукт". И действительно - разве смущает классических органистов, пианистов или скрипачей, что музыку, которую они играют, давным-давно сочинили Бах, Рахманинов или Паганини?
Точно также никого не смущает и исполнение "стандартов" (т.е. очень известных и ставших своего рода классикой в своем жанре композиций) блюзовыми и джазовыми музыкантами. Прим. БиС.
Одними из наиболее заметными в этом плане и активно гастролирующими по всему миру являются команды, исполняющие музыку Pink Floyd. Многие делают поистине блестящие шоу, практически не уступающие по размаху оригиналу. Навскидку можно вспомнить хотя бы Brit Floyd, Pink Floyd Tribute Band, Echoes, PULSE...
Однако самые лучшие кавер-исполнители, вдохновленные музыкой их кумиров, порой "дорастают" до желания и способности выдать что-то свое. Часто это оказывается не просто слепое подражание или дешевая стилизация, а вдумчивое развитие и бережное использование наследия "великих". Сегодня пойдет речь о нескольких группах, начинавших с копирования PF, но впоследствии поднявшихся до самостоятельного творчества и при этом остающихся узнаваемыми продолжателями дела Дэвида, Роджера, Ника, Ричарда и Сида.
Начнем с норвежской команды Airbag. Школьники из Осло Асле Тоструп (Asle Tostrup), Бьерн Риис (Bjørn Riis), Йорген Хаген (Jørgen Hagen) и Андерс Ховдан (Anders Hovdan), как они впоследствии рассказывали, решили создать группу именно после посещения концерта PF. Первый взял на себя обязанности вокалиста, остальные стали гитаристом, клавишником и басистом соответственно. После смены нескольких барабанщиков сейчас в Airbag играет Хенрик Фоссум (Henrik Fossum). Естественно, что ориентировались ребята на репертуар британских прог-рокеров. Около десяти лет норвежцы оттачивали свое мастерство, прежде чем в 2004 году решились записать собственные вещи. Миниальбом "Come On In" был выложен в Сеть и привлек благосклонное внимание искушенной норвежской публики. Однако прошло еще целых пять лет, прежде чем группа выпустила полноформатный CD - Identity, принесший ей международную известность. Одна из лучших вещей с него - Sounds That I Hear.
Видео канала Steven Ondas
Сейчас на счету Airbag четыре лонгплея, последний - Disconnected - вышел в 2016 году. Вот заглавный номер с него:
Влияние PF у Airbag варьируется от преобладающего до заметного.
Отмечу, что влияния Pink Floyd не единственные четко прослеживаемые в творчестве рассматриваемого коллектива. В музыке Airbag легко находятся отголоски Porcupine Tree (не только раннего периода, когда те сами много чего заимствовали у Флойда) и пост-роковых команд, таких как Sigur Ros, например. Прим. БиС.
Вторая группа, выбранная для сегодняшней заметки, - немецкая, а точнее баварская RPWL - более старая. Она начинала еще в конце 80-х, играя музыку британских "монстров" прога. К концу 90-х, когда состав стабилизировался - Фил Риссеттио (Phil Paul Rissettio, барабаны), Крис Постл (Chris Postl, бас), Калле Валльнер (Kalle Wallner, гитара) и Йоги Ланг (Yogi Lang, клавиши и вокал) - отсюда и название, RPWL сосредоточились на исполнении материала PF. Интересно, что впоследствии, когда группа стала уже достаточно известной в качестве "самостоятельной" прог-команды, она охотно выступала с программами каверов PF и даже выпустила пару из них на СD.
Видео канала Fred Simoneau
К началу века ребята "дозрели" до выпуска собственного материала. Первый же релиз - God Has Failed - несмотря на явное сходство с "оригиналом", получил восторженные отклики как критики, так и публики. С успехом прошел и соответствующий концертный тур.
Видео канала FinisterraeFestival
Следующие две пластинки закрепили высокое реноме RPWL на родине и принесли известность за океаном - в США и Южной Америке, и, что особенно ценно - в Англии. К настоящему времени на счету RPWL полтора десятка студийных и концертных альбомов, участие в крупнейших фестивалях, совместные выступления с ведущими звездами прог-рока, например, с Рэем Уилсоном
Видео канала Alejandra Leiva Briceño
Сейчас вместе с Валльнером и Ланге в RPWL играют клавишник Маркус Йеле (Markus Jehle) и барабанщик Марк Турио (Marc Turiaux). При этом музыканты не отрываются от своих корней, и влияние PF в их работах по-прежнему остается определяющим.
Третий коллектив с не очень оригинальным, но вполне "флойдовским" названием Cosmos, родом из Швейцарии. Группа была сформирована в начале 90-х барабанщиком и основным вокалистом Рето Изели (Reto Iseli) и гитаристом Оливером Майером (Olivier Maier). Отличительной "фишкой" проекта было активное использование женского вокала, как на подпевках, так и соло. Первый альбом - The Deciding Moments of Your Life - вышел в 1995 году и был встречен с энтузиазмом.
Видео канала JeanMi du PeB
Последующие три года прошли в беспрерывных гастролях, музыкального развития не просматривалось, и Cosmos тихо распались. Реюньон состоялся на рубеже веков с участием басиста Хейко Гаррна(Heiko Garrn) и очень сильного клавишника и композитора Даниэля Эггенбергера (Daniel Eggenberger). Курс был взят на создание мощного яркого шоу, которое по размаху могло бы потягаться с самими "прародителями" из PF. Записанное в 2004 году в звуковом и видео-формате оно стало одним из самых заметных "живых" прог-релизов того года.
Видео канала Reto Iseli
Не забывали музыканты и студийную работу, выпустив два очень неплохих альбома - Skygarden в 2006-м и Mind Games в 2012-м.
Видео канала kaposeva
Из упомянутых трех групп именно звучание Cosmos, на мой взгляд, наиболее близко к "флойдовскому", особенно на концерте.
В заключение песня "По следам Pink Floyd" малоизвестной питерской команды "Полигон", игравшей прог-рок в конце 70-х - начале 80-х годов. К сожалению, записей того времени не сохранилось, но в 2002 году бывшие музыканты группы записали и выпустили свой старый материал.
http://www.gruppasssr.ru/poligon/poligon_po_sledam_pink_floyd.mp3
Любопытно сравнить с их западными коллегами (подчеркну - сочиняли в 70-х, записывали в нулевых).