В прошлом распространенной мужской прической у адыгов был оселедец, чуб (адыг. ачэ).
Адыги часто совершали дальние военные походы. Сложился особый институт наездничества, который заключался в организации военных походов против соседних народов с целью захвата добычи, в основном скота и рабов. Естественно, в этих походах часть воинов погибала. Вернуть тело убитого домой не представлялось возможным, так как у черкесских отрядов не было обоза (телег, повозок и т.д.). Поэтому для похорон на родину отвозили только головы погибших товарищей, для чего отрубали им головы, привязывали их волосами к седлам и доставляли домой. При этом акIэ выполнял еще и дополнительную функцию: за него брались, чтобы не запятнать свои руки чужой кровью… Возможно, поэтому одна из версий значения слова "черкес" - это головорез.
Два важных момента: 1. Если боевые действия происходили не очень далеко от дома, то забирали целое тело, потому что его можно было довезти. 2. Отрезали и привозили хоронить не только головы товарищей, а даже головы погибших боевых коней (данные Национального музея РА).
Оселедец был признаком воинской славы и предметом гордости черкесов. Было выражение «АкIэр хупыупщIын» – лишить кого-то предмета гордости, сбить спесь (буквально – срезать оселедец). После окончания воинской̆ жизни старый̆ воин совершал обряд сбривания чуба, что означало уйти в отставку.
Запорожские казаки, тесно контактировавшие с черкесами, переняли у них обычай оставлять оселедец на макушке. Но только трактовали они это иначе: чуб нужен казаку, чтобы после гибели на поле брани ангел смог поднять его и отнести в рай…
Рисунок: черкесский воин с оселедлцем