Сейчас очень активно двигается тема наставничества в сфере школьного и дополнительного образования. "Проектная группа "Союзники" работает по технологии наставничества в социальной сфере уже 4-й год, и казалось, что мы радеем за повсеместное его использование, но вчера поняли, что нет.
Внедрение системы наставничества в образовании кажется нам бессмысленным.
Учитель, педагог исторически является, в первую очередь, личностью. Не всегда однозначной ("Географ глобус пропил"), но всегда значимой в жизни ребёнка. Есть сотни тысяч историй о том, как педагог оказал огромное влияние на жизнь человека. От литературно описанных примеров ("Педагогическая поэма", "Уроки французского", "Географ глобус пропил"), до абсолютно будничных.
Так вот, на наш взгляд, педагог-наставник - это "масло масляное". Если учитель - профессионал, то наставничество вшито в его работу, в учебно-воспитательный процесс по умолчанию. Для этого не нужно выделять наставничество или менторство в отдельную линию работы. Всё что нужно - позволить учителю быть учителем. Почему же тогда мы видим сегодня нарастающие обороты этого маховика? Всё и просто, и сложно одновременно. Это результат 30 летней истории отечественного образования. Что происходило в отечественной школе за последние 30 лет?
- 90-е - не дать школьным работникам умереть от голода. Итог - образование сохранилось, и по уровню оно всё ещё гораздо выше чем в Республике Конго.
- 00-е - демократизация, либерализация, "американская модель" - ученик в центре всего, он неприкасаем, никакое влияние недопустимо.
- Цель: вырастить грамотного потребителя.
- Итог: вымывание из школ педагогики и воспитательной роли учителя, развращение детей вседозволенностью.
- 10-е - идея о полном уходе от педагогики. Учитель - это сервисный оператор, "Образователь 3000". Его задача выдать знания по расписанию и проконтролировать их усвоение методами бесконечных тестирований. Цель: добиться высоких показателей итоговых тестов выпускника, тем самым подтвердив результативность образовательного сервиса. Задача: писать всё новые и новые отчёты, превращаясь в живой щит системы от любой критики и опасности потери "высоких кресел".
Итоги:
А) утрата школой смысла, логики и структуры.
Б) "Керчи" и "Колумбайны", выстраивание "баррикад" и отстраивание от внешнего мира бесполезными металлоискателями, бабушками-вахтёрами, административными барьерами. Школа из общественно-культурного центра превращается в зону отчуждения.
- Наши дни. Критика образования вышла на абсолютный уровень. Очевидно, что есть принципиальное понимание на всех уровнях: "Так больше нельзя!", но что с этим всем делать совершенно не понятно. Сказать, что 20 лет скитаний были ошибкой и "Моисей не настоящий"? - Страшно. Так и рождаются полумеры. То что мы видим сегодня - это очевидная (осознанная или нет) попытка отката к прошлой, советской модели - устаревшей, но рабочей.
Мы не хотим обсуждать попытки трансформации образовательного (учебного) процесса. Нет профессиональных оснований к этому. Однако для нас совершенно очевидно, что подгружать педагога избыточными ролями, продолжая использовать его при этом в качестве бешеной печатной машинки - значит продолжать путь стагнации.
Наша задача, как родителей - вернуть в школу гармоничного Учителя-Педагога, который один способен иметь в себе эти полуроли в полноценном комплексе.
- Если поставить в центр школьной системы здорового, гармоничного учителя, а не (о, Боже, Боже!) ребёнка (потому что в самолёте кислородную маску сначала взрослый надевает),
- Если отстать от учителя с бесконечной отчётностью и зарегулированностью,
- Если вернуть школе открытость и доверие, превратив её в общественно-культурный центр притяжения,
- Если организовать системную работу по ликвидации родительского педагогического ликбеза,
- Если сильные родители начнут давать за учителей по соплям слегка поехавшим "мамочкам и папочкам тугосерь" и "яжматерям", развращающим собственных детей и требующим этого от системы,
...то школа начнёт работать сама по себе, никакие "костыли" ей не понадобятся.
И мы можем это сделать. Шаг за шагом. В образовании, по-прежнему, огромное количество идейных людей. Просто давайте позволим им на себя опереться.
И тогда, возможно, дети перестанут ходить в школу, как на каторгу.