5 сентября 1914 года немецкую военную базу Циндао, расположенную в Китае, атаковали гидросамолёты корабельного базирования. Прообразом современных авианосцев выступил гидроавиатранспорт «Вакамия», зашедший в бухту Лаошань.
На его борту находились поплавковые самолёты «Maurice Farman MF.7», которые и совершили первый в мире авианалет с бомбардировкой наземных целей. Целями для летательных аппаратов были форт и другие защитный сооружения крепости, аэродром с расположенным на нём ангаром.
Спуск аппарата на воду
Весь сентябрь они методично работали по немецким позициям, без потерь и без особых успехов. 24 сентября состав крыла пополнился ещё на один самолёт. Через 3 дня на боевую вахту заступило ещё два аэроплана.
В этот же день, впервые, германские корабли «Ягуар», S-90 и «Кайзерин Элизабет» были атакованы этажерками в составе группы из 5 экипажей, отвлекая моряков от выполнения своей задачи по поддержке фланга в боестолкновения у устья реки Литсун.
«Maurice Farman MF.7» на взлёте
Плавучая авиабаза «Вакамия» подорвалась на мине 30 сентября и отбыла на ремонт в Японию, но бомбардировки продолжились до 6 ноября. Взлётную полосу оборудовали на земле. В своём последнем полёте в этой кампании с самолётов сбрасывались листовки с призывом не портить оборудование и имущество в осажденном городке.
Ни один из членов экипажа, за весь период боевых действий не пострадал. На позиции врага было сброшено порядка 120 небольших бомб. Их бомбометание осуществляли вручную стрелки-наблюдатели, они же отстреливались из личного оружия при столкновении в воздухе с единственным немецким аэропланом.
Гидроавиатранспорт «Вакамия»
В активе авиаотряда незначительные повреждения радиостанции, батарей, ангаров самолёта и привязного аэростата. Массивным сооружениям фортов и крепости серьезные разрушения они нанести не могли. Атаки они проводили, со снижением, с высоты 600 метров, так что точностью не отличалась ни одна из сторон.
Оценивая результаты воздушной операции японское командование дало объективную оценку: действия по корректировке стрельбы корабельной артиллерии не отличались большой результативностью, как и нанесенные бомбовые удары. О моральном воздействии бомбардировок на немецких солдат ничего не известно.
Немецкий гарнизон
Более успешным можно назвать действия единственного летательного аппарата защищающейся стороны. Он постоянно вылетал на разведку, ведя наблюдения с высоты 2000 метров. Штаб осажденных не сразу оценил возможности единственного способа оперативно узнавать о перемещении противника.
Для защиты единственного источника разведывательной информации построили секретный ангар, в котором его прятали от охотившихся на него японцев. А в это время старый ангар постоянно подвергался воздушным нападениям. Только после сдачи крепости японцы узнали о вырытом в горе хранилище. Но самолёта там уже не было.
Губернатор Циндао
Он отбыл по личному приказу губернатора Мейера-Вальдека, с секретными документами, особо важные из которых пилот сжёг вместе с аэропланом перед сдачей китайским властям в городе Хай-Шоу. Китайское правительство интернировало лётчика.
Бывшая рыбацкая деревушка Циндао, в течение нескольких лет превращенная в портовый город с собственной верфью и пововарней стала первым в мире объектом для нападения с воздуха. Но ни у японцев, ни у немцев не было монополии на новый вид боевых действий.
На сухопутном аэродроме
Британская империя очень скоро начала отрабатывать тактику нанесения бомбовых ударов в колониальных войнах. Бомбили народные восстания в Судане, Афганистане, Ираке. На Басру, Багдад и Мосул, османские провинции, было сброшено 97 тонн бомб. Колониальным министром в этот период был Уинстон Черчилль. Погибло более 6000 человек.
Не стесняясь в выражениях он высказал свою позицию: «Я абсолютно за использование ядовитого газа против нецивилизованных племен для распространения страха и террора». Приблизительно такие же мысли преследовали Германа Геринга и многих других политиков и военных того времени. Это двигало развитие авиации, технологии применяемого ею оружия.
Уже в конце тридцатых годов Гитлер вынашивал идею бомбардировки Нью-Йорка. Он хотел «преподать евреям урок террористических атак на американские мегаполисы». А Daimler-Benz разработал бомбардировщик.