Найти тему

Совершенная конкуренция. Что это? Как с ней бороться? И стоит ли бороться с ней ?

Дайте разберёмся, что же такое совершенная конкуренция?
Совершенная конкуренция -конкуренция на рынке, где действует большое количество продавцов которые предлагают однородную продукцию, они не имеют возможности влиять на цены своей продукции, и войти на который может любая фирма. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Совершенная конкуренция. Хорошо или плохо ?

Рыночная структура совершенной конкуренции имеет ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с другими моделями рынка. К позитивным чертам можно отнести следующие.

1. Оптимальное ценообразование.

Цена в условиях совершенной конкуренции устанавливается не в результате проявления рыночной власти отдельной фирмы или административного диктата. Только все фирмы, действуя независимо и одновременно, могут повлиять на рыночную цену. Равновесная цена устанавливается на уровне, определяемом предельной полезностью блага для потребителя и предельными издержками для производителя. Каждый товар будет потребляться до уровня, при котором предельная полезность уравнивается с рыночной ценой. При этом потребитель максимизирует полученную полезность. Предприниматель, руководствуясь принципом максимизации прибыли, будет производить продукцию до такого объема, при котором цена сравняется с предельными издержками. Это означает, что одновременно соблюдаются интересы производителей и потребителей.

2. Производственная эффективность.

Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным способом. Конкуренция вынуждает фирмы минимизировать издержки (иначе они будут вытеснены с рынка) и устанавливать цену, соответствующую этим издержкам. Это, очевидно, весьма благоприятная ситуация для потребителей. К тому же, поскольку товары в конкурирующих отраслях гомогенны (однотипны), в них отсутствуют торговые и рекламные издержки, которые обычно включаются в издержки производства при определении цены продукта.

3. Оптимальное распределение ресурсов.

Фирмы и отрасли работают без излишков и дефицитов. Ресурсы вовлекаются в производство ровно в таком объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

4. Способность к саморегулированию. 

Рыночный механизм совершенной конкуренции способен восстанавливать эффективность в использовании ресурсов, когда она нарушается динамическими изменениями в экономике. Свободный рынок автоматически приводит экономику в состояние оптимума, осуществляя регулировку путем переливов труда и капиталов из одного производства в другой. В результате не требуется государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, экономятся общественные издержки управления.

Совокупность перечисленных достоинств бесспорно делает совершенную конкуренцию одним из самых эффективных типов рынка. Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и целый ряд специфических недостатков.
Отметим основные из них.

1. Совершенная конкуренция создает для фирм и потребителей равенство возможностей, по не гарантирует равенства результатов. Не следует забывать, что, обеспечивая эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей покупателей, совершенная конкуренция исходит из платежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.

2. Совершенная конкуренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами. Она не предусматривает производства общественных благ (национальной обороны, пожарной безопасности, охраны общественного порядка и т.д.). Эту задачу должно решить государство.

3. Стремление к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства зачастую ведет к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что чисто конкурентная система рынка игнорирует интересы третьих лиц - тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара.

4. Малые предприятия, характерные для этого типа рынка, часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную современную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства часто бывает доступна только крупным фирмам. По этой же причине рынок несовершенной конкуренции не в состоянии стимулировать научно-технический прогресс. Небольшим фирмам не хватает средств на финансирование длительных и дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

5. Совершенная конкуренция не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители не только учитывают непосредственное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление, на послепродажное обслуживание и т.д. А это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повышением издержек их производства и в конечном счете цены.

Таким образом, при всех своих достоинствах рынок совершенной конкуренции не должен быть объектом идеализации. Хотя рыночные силы саморегулирования работают здесь с наибольшей эффективностью, они не преодолевают общих проблем рыночной экономики. Существующие рыночные системы достаточно далеки от абстрактной модели совершенной конкуренции, и предполагается активное участие государства в регулировании реальных рыночных процессов.