Наше общество чрезмерно «обабилось» в последние десятилетия. С этим не согласится разве что дурак да либерал (последний, кстати, тоже утратил половую идентификацию, поскольку люди, поддерживающие представителей ЛГБТ, уже одной ногой в этой чудной компании). Вздохами и кривым юмором на тему «настоящих мужиков не осталось» переполнены не только кухонные беседы, но и глобальная сеть. И ведь подобным тезисам уже не год, не пять, и даже не десять лет.
В чем же причина этой проблемы? Быть может, в том, что в 90-е резко выросло количество матерей-одиночек, растящих сыновей без отцов? Или виновата пресловутая западная эмансипация, из-за широкой пропаганды которой женщины разных возрастов вдруг принялись бравировать своей самодостаточностью и независимостью, унижая тем самым представителей сильного пола?
Увы, это всего лишь следствие. Первопричина, десятилетиями подтачивавшая истинное равновесие полов, кроется во вполне, казалось бы, безобидном повсеместном явлении, а именно – в смешанном обучении. Представляю количество критики, которое обрушится на человека, посмевшего выразить подобное предположение. Но все же продолжу.
Знакома ли вам ситуация, когда «тихий троечник», с горем пополам освоивший девять классов школы, поступив в техникум вдруг «расправляет крылья» и начинает, без преувеличения, хватать звезды с неба, поражая преподавателей глубиной и живостью мышления? С ходу могу насчитать с пяток таких мужчин среди знакомых. Все они склонны винить школьных преподавателей, не сумевших раскрыть их потенциал. А, между тем, покинув школьные стены, молодой человек оказался в сугубо мужском коллективе (имею в виду технические специальности), где уже ничто не отвлекает его от учебного процесса.
По этой же причине живет еще в народе поговорка: «Армия сделала из него мужчину». Не в армии ведь дело, а в мужской среде, где нет места пытливому женскому взгляду и колким насмешкам. Зато есть дух истинного соперничества. Конечно, стыдно завершать марш-бросок в числе последних, но это стимул для роста. А финишировать после хотя бы одной девочки (что не редкость на уроках физкультуры в школе) это не просто стыдно, для мальчика, это – унизительно. И противоречит его природе. И развивает в юном мужчине комплекс собственной неполноценности (ведь мальчикам с детства внушают, что сильный пол именно они).
Так задумано Создателем, что мужская и женская природа отличаются. Это и не хорошо, и не плохо. Это просто есть. Вот как в задаче существует некое условие, и для верного ее решения необходимо отталкиваться от того, что «Дано». В нашем случае условие прозвучало бы так: «Дано несколько мальчиков и несколько девочек. Задача состоит в том, чтобы имеющиеся в наличии мальчики за школьные годы не растеряли мужественность, а упомянутые девочки по истечении определенного количества лет не ныли о том, что «мужиков не осталось». Решение лежит на поверхности: разделить тех и других на время учебного процесса.
Наши предки в этом вопросе были гораздо умнее нас: в России обучение было раздельным до 1918 года. «Исправил» это комиссар просвещения Луначарский (кстати, тот самый товарищ, который выкинул из русского алфавита несколько «ненужных» букв, что отразилось на качестве образного мышления новых поколений). Однако в 30-е годы негативные последствия «бесполого» обучения уже стали заметны, и потому правительство во главе со Сталиным вернуло в школы разделение. Гендерный принцип образования существовал, пока был жив вождь, а в 1954 году классы снова смешали. Результатами этого чудовищного эксперимента мы сейчас «наслаждаемся» в полной мере.
Об идее раздельного обучения вновь заговорили где-то с четверть века назад педагоги-новаторы, такие как Шалва Амонашвили, Виктор Шаталов, Михаил Щетинин, Владимир Базарный. Последователи методики Базарного в одной из школ Красноярского Края реализовали гендерный принцип обучения и получили беспрецедентные результаты: количество отличников в раздельных классах выросло до 60%!
Личность формирует среда. В смешанных классах мужские природные задатки (такие как тяга к риску, состязательность, испытания на силу и волю духа) за ненадобностью попросту нивелируются. Если новорожденного орленка отдать на воспитание в курятник, птенец вырастет, считая себя курицей. А от орла в лучшем случае ему останется только агрессия (за которую эти же куры его и заклюют).
К счастью, общество наше не совсем безнадежно, именно поэтому в последнее время огромной популярностью пользуются кадетские классы. А некоторые российские школы пошли еще дальше: раздельное обучение они сделали основным своим принципом. Подобных учебных заведений в нашей стране уже более семисот. Они встречаются не только в столице, но и на периферии. В их защиту говорит также и то, что Русская Православная Церковь приветствует и всячески поддерживает принцип гендерного обучения.
Речь ведь не идет о полной изоляции мальчиков от девочек. Ничто не препятствует общению школьников во время перемен и внеклассных мероприятий. Однако гендерный принцип образования, безусловно, пойдет на пользу учебному процессу (особенно в случае с подростками). Согласитесь, во время урока в глазах школьника должен вспыхивать интерес к предмету, а не огонек нереализованных гормонов. Какому родителю хочется, чтобы его дочь, отвечая у доски, была объектом вожделения подрастающих мужчин класса? Также стоит отметить, что мальчики и девочки, обучающиеся раздельно, по отношению друг к другу ведут себя гораздо скромнее, чем их сверстники из смешанных классов.
Дети – это наше будущее. Какое будущее нам уготовано зависит во многом от нас. Принцип раздельного обучения годами демонстрировал свою высокую эффективность и не только в предположениях педагогов-новаторов, но и на практике. Может, пришло время вернуться к истокам? Тем более что распределение детей в гендерные классы абсолютно не затратно. В конце концов, мальчики и девочки рождаются для разных жизненных задач, и учиться решать эти задачи им будет легче в родственной своей природе среде.