С детства я любил читать и много читал. Где-то в 5 классе мама моего одноклассника записала нас, троих друзей, в республиканскую библиотеку г. Алма-Ата. Мы ездили туда через пол города много лет каждую неделю, прочитывая по 3-4 книги в неделю. Но чем старше я становился, тем больше мне не нравились уроки литературы в школе.
Мне не нравилась обязаловка, не нравился идейно-политический уклон при обсуждении произведений (дело было в первой половине 80-х годов). Не было интересного чтения, живого обмена мнениями. Правильно только то, что сказал Учитель. А для учителя правильно то, что написано в программе. Мы ведь пионеры, затем - комсомольцы. Мы не изучали литературу, это было бы пол беды. Из нас готовили авангард советской молодежи и будущих членов КПСС.
Особенно я ненавидел "анализ стихотворения". Такой вариант классной работы на 45 минут. Выбираешь стих и раскладываешь его по полочкам, перемываешь косточки. Что там хотел сказать Автор? А в следующей строфе? А затем?
Но время шло, я стал взрослым, я забыл эти ужасные минуты борьбы с собственной совестью и разумом, вымученные казенные фразы ради приличной отметки. Я мог позволить себе просто чтение. Однако, Школьная Литература затаила на меня зуб и настигла неожиданно.
Сижу я себе в кресле, воскресенье, шесть вечера. Собираюсь почитать с дочерью "Гарри Поттера" в оригинале. Но предварительно интересуюсь, сделаны ли уроки на завтра? По ее реакции вижу, что нет. Оказывается, учитель литературы не все задал на уроке, задание по стихотворению Лермонтова "Дары Терека" указал в электронном дневнике. Дочь узнала об этом только после моего вопроса, очень сильно расстроилась.
Нос мокрый, глазки готовы заплакать, надо спасать положение. Обсудили, как вероломно поступила учительница, обсудили, как нехорошо ведет себя Михаил Юрьевич, но все же пришли к выводу, что учить стих надо.
Надо так надо! Будем учить вместе! При чем, в учебнике всего 20 строк (не все стихотворение, но об этом я узнал позже). Какая беда, подумал я? 20 строк?! Да дочке 10 лет, память отличная, выучит за 15 минут. No problemo!
Завалились на кровать, я на живот, дочь прыгает у меня на спине, читает стих. Учим вместе, строфа за строфой. И вот тут началось... Мама дорогая, это - поэзия? Когда мы закончили, я словно очутился в далеком детстве. Я снова ненавидел литературу. Но впервые в жизни мне захотелось провести "анализ стихотворения". Поехали!
М.Ю. Лермонтов.
Солнце русской поэзии (не путать с А.С. Пушкиным).
Дары Терека.
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
...
Первые же две строчки выбили меня из комфортной тарелки. Что за "утесистые громады"? Это по-русски? Я до сих пор с трудом читаю. Язык ломается, мозг ломается. Если это - литература, тогда "мы стали жить более лучше" - нормальная фраза. Ну, хорошо. Пережевали. Что мы представляем себе послей этих строк? Лично я представил сильную, мощную реку. Дикий нрав, величественный ландшафт. А дальше у нас:
...
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
...
Крутой необузданный Терек - плачет? Только что он "выл". Хотя обычно воет ветер. Река - рокочет, бурлит, шумит. Ладно - воет, туда-сюда. Волк воет, а он зверь сильный и гордый. С чего он вдруг уже плачет? Да так, что "слезы брызгами летят"? Кстати, снова трудно читаемая фраза. Явные проблемы у Михаила Юрьевича в начале стиха с размером. С усилием утрамбовывает слова в строки. Дальше:
...
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
...
Здесь все вроде бы гладко. Читать стало полегче, появилась некоторая плавность. Заметим только, что Терек больше не воет, брызги не летят. Он журчит. Журчит, Карл! Как ручеек. Журчат ручьи. Этот "ручеек" - 623 км в длину, если верить Вики.
...
«Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
...
Вот нет претензий к этому четверостишию. Может Лермонтов, может писать, когда захочет. Но хотел как-то недолго:
...
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
...
Опять понеслось. "Вскормлен грудью облаков"? Что за метафоры такие авангардистские? Где-то еще встречается у облаков грудь? Не нашлось рифмы на слово "ледников"? Вскормлен группой бурлаков, мчался мимо кишлаков (вариант: ишаков). Надуманный бред опять.
Чуждая власть человека - это о чем? Там ГРЭС построили? С чем он спорит, Терек? В низовьях там судоходство и мелиорация. Т.е. человек во всю Тереком пользуется. В чем вечный спор? Снова просто пустая фраза.
...
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валу́нов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
...
Идем по нарастающей, не сбавляя темпа. Напомню, Терек разговаривает с Каспием. Какие сыны у Каспия? Я не претендую, возможно, я невежда. Но все же. Что за притянутые за уши (ишаков) "сыны"? Для которых забава - разоренный Дарьял?
Дарьял - это ущелье такое, по которому Терек протекает. Разумеется, я этого не знал, как не знал никто из четвероклассников. Хорошо, ущелье Дарьял. Как его Терек разорил? Он там протекает столетие за столетием.
А потом еще тем же непонятным "сынам" пригнал "на славу" валу́нов стадо целое. Это о чем? ОК, где-то в верховьях Терек ворочает валуны. Стадами. Понимаю. Как это может быть "во славу сынам Каспия" - убейте меня, не понимаю. Очередная, мягко говоря, халтура. Набор "буков" для заполнения нужных строф.
На этом задание для учеников, т.е. текст в учебнике, заканчивается. Выучили мы его с дочкой минут за 15-20. Я про себя плевался и чертыхался. Довольная дочь ушла к маме, а я ушел в интернет и с удивлением обнаружил, что стих имеет продолжение! Оно просто бредовое, достопочтимый мой читатель.
...
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на́ ухо журчит:
«Я привез тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется черною космой».
...
Оба-на! Каспий игнорирует Терека, и тот предлагает ему гостинец. ТРУП! Труп, Карл! Это уже какой-то Гоголь, Эдгар По. Вроде бы стихи о природе, мощная река, великое озеро, и вот на тебе. Труп плывет. А как и где он плывет? Во-первых, он плывет "в кольчуге драгоценной", а также "в налокотниках стальных". И не тонет! Распух на жаре? Вспоминаем, что Терек уже в низовьях. Уже нет бурного потока, река растеклась по степи и "ласково журчит". А кабардинец, весь в железе, плывет. Жутковато.
И это не все!
...
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит,
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик ее туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
...
Каспий по-прежнему игнорит Терека (который вдруг снова буйный, колбасит его), и тот достает из кармана туза. Бесценный дар! ТРУП! Опять труп, теперь казачки молодой. Хотя, стопэ! Труп ли? "А на грудь из малой раны струйка алая бежит"! Что за дичь? Не бегают струйки крови из раны на трупе. Казачка-то жива еще, стало быть! Или зомби? Я запутался.
Однако, два трупа (как считать) - еще не предел.
...
По красотке молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
...
Тут у нас еще один труп на подскоке. Бог Троицу любит. Ну и так, в скобках, в свете текущей политической обстановки. Не следует ли заменить фразу "кинжал чеченца злого" на что-то адекватное реалиям? Все знают, что Чечня - мирная процветающая республика, туристический кластер России. Надо бы "кинжал пиндоса злого" или на крайняк "кинжал Бабая злого". Где политкорректность?
Все козыри на столе. Труп, полутруп и будущий труп (на коне, но уже без головы, кого-то напоминает). Что же Каспий?
...
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный, —
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.
1839
...
Концовка - что надо! Для начала очередная ересь. "Замолчал поток сердитый"? Сердитый? Поток - это ведь о реке, т.е. о Тереке? Он же вроде как "журчал", "ласкался" и "предлагал бесценные дары"? Упрашивал хозяин-море дать приют его волне? Когда осерчал вдруг?
А Каспий что же? Его глаза "оделись влагой страсти"! К чему страсти? К трупакам? Это уже совсем за гранью. "Он взыграл, веселья полный" - ! Плывущие по реке трупы разбудили в Каспии страсть и веселье? Семейка Адамс отдыхает. Но вишенка, конечно: "Набегающие волны Принял с ропотом любви". Финита ля комедия. Стихотворение у нас о любви!
Люблю тебя, о Терек гордый!
Готов принять твои дары,
И казачину гребенского
Мне завтра к вечеру пришли!
2019
Это поэзия? Это литература? Дети ведь найдут продолжение в Сети. Других стихов нет? Ау, МинОбр? Кукушка уехала совсем? Даже читать это непросто, словно горсть камней во рту. Смысла нет, чувства нет. Я не могу себе представить, зачем это тезка мой написал, почему в корзину не заделитил. Ради монетизации, наверное. Дочка моя, когда еще не успокоилась и не начала учить, хныкая, задала вопрос: "Зачем Лермонтов написал это стихотворение? Что бы нас помучить?" Выходит, да. Другого смысла не нахожу.