Глобальная проблема современного образования - формирование полноценной личности, обладающей высокоразвитым социальным и личностным интеллектом.
Человек может быть признан идеальным человеком, если:
- Он в состоянии найти компромисс между личным "я" и социальным "мы";
- Он адекватно ценит и себя, и другого человека;
- Его девиз - "Я свободен, пока моя свобода не вредит свободе другого человека"
Понятно, что идеалом стать невозможно, но надо же к этому стремиться?
Наша дальнейшая эволюция немыслима без нравственного широкомасштабного экологического образования, включающего такие дисциплины, как:
- экология человека,
- экология жилья,
- региональная экология и др.
Экология человека как науки должна основываться на комплексной по своему определению концепции здоровья. Оно включает в себя не только физическое здоровье человека, но и его моральные, психические и материальные условия, которые в совокупности образуют сферу под названием - экология человека.
Доказано, что один человек ценит другого в соответствии со своими способностями. Примитивный человек пытается адаптировать более сложного человека к своему уровню и тем самым сделать его более примитивным. По аналогии с этим простым примером он также пытается оценить свое окружение. Он не сомневается, что все вокруг существует только для того, чтобы удовлетворить свои собственные потребности. С другой стороны, те, кто адекватно ценят себя, способны ценить других более адекватно и не пытаются мыслить по шаблонам.
Те, кто достойно ценят себя и свое окружение, просто не в состоянии причинить вред окружающей среде - дому, городу, региону, стране и всей планете. Понимание ценности и уникальности человеческой жизни и человеческих отношений - это путь к гармоничной эксплуатации природных ресурсов.
Если мы будем продолжать наносить вред окружающей среде, экологический кризис углубится. Человечество заходит в тупик само по себе. Ресурсы планеты не бесконечны, человечество уже сейчас находится в противоречии со своей средой обитания.
Отделяя себя от природы, пытаясь просто удовлетворить себя, человек ведет себя как вирус, уничтожая не только свою собственную среду обитания, но и себя. Мы видим это, глядя на историю человечества: войны, конфликты, бездумная эксплуатация и т.д.
Основную роль в этих самоуничтожениях играют правительства, потому что они принимают решения за всех своих граждан. Принимаются или игнорируются принятие законов в области экологии, осуществляется ли должный контроль за внедрением мероприятий по улучшению состояния окружающей среды зависит от власти.
Наши лидеры должны быть более социально и интеллектуально развитыми, они должны показать пример для своего народа, они должны помнить, что настоящий умный человек тот, кто остается умным, когда он один. Они должны своим примером показывать свое культурное отношение к окружающей среде. Помогать продвигать в средствах массовой информации экологичную рекламу, отражающую плачевное состояние планеты и какие действия каждый гражданин должен предпринимать в своей жизни. Необходимо переориентировать поведение населения с потребительского на минималистичное и осознанное.
Поскольку экологическая проблема не имеет государственных границ, поэтому политические решения должны приниматься на мировом уровне. Деятельность отдельно взятого государства может быть неэффективна. Глобальный аспект экологических проблем создает прецеденты в общемировой экологической обстановке и культуры человечества в целом.
Современные люди должны понимать простую истину: нет никакого существования вне природы. Изменения в природной системе неизбежно приводят к изменениям в нашем обществе. Вернадский говорил о человечестве как о геологической силе, способной изменить поверхность Земли. Его теория ноосферы - сферы интеллекта - является результатом его заботы о будущем и о развитии человечества.