После фильма «Анна Каренина. Интимный дневник» зритель выходит с вопросом в голове: Это Толстой? Это у Толстого? Как можно было так глубоко заглянуть в человеческую суть, что всё, что там найдено, перекликается с современниками?
Вы перечитывали в зрелом возрасте произведения из школьной программы? Толстой и Достоевский совсем не думали, что их «Войну и мир» или «Преступление и наказание» будут читать подростки! Вряд ли взрослые перечитывают классику так же массово, как это заставляют делать в школьном возрасте. Максимум, на что хватит сил зрелого читателя после рабочего дня, это сходить в театр или кино. Поэтому задача современных режиссёров, возможно, ещё и в том, чтобы вернуть думающую публику к оригиналу. И тут лучше всего, на мой взгляд, поступил Юрий Грымов. Взял и всё сделал по-своему. Как обычно.
Первые пять минут вы не понимаете, где находитесь и что происходит, несмотря на то, что создатели первым же титром предупредят вас, что фильм собран, как мозаика, из разных кадров.
― Есть такое искусство, называется мозаика, когда люди из стёклышек собирают полотно, ― рассказывает Юрий Вячеславович на встрече с первыми зрителями. ― Если у меня были средства, я бы не делал этот фильм 5 лет, а сделал за год. Свет, камеры, мотор. И я бы снимал историю, где мы все Каренины, Вронские. Толстой тоже писал про людей. В мире есть более 400 экранизаций «Анны Карениной», не говоря о постановках в театрах. Нужно быть полным идиотом, чтобы не сделать по-своему.
Пять лет работы над проектом. Миллионы часов поиска нужных кадров, которые находятся в свободном доступе в интернете... Колоссальная работа. Ради того, чтобы сделать Анну Каренину по-своему, режиссёр пошёл на это. В результате получился фильм, который в конце вызывает аплодисменты зрителей.
― Повторить такое кино практически нельзя, да и не нужно, ― считает режиссёр. ― Ковыряясь в просторах интернета, иногда натыкаешься на очень личные истории, фотографии. Есть, что собирать и о чём подумать. Представляете, сколько раз переписывался сценарий?! Хороший известный драматург Елена Исаева как-то откликнулась на мою просьбу: Лен, поможешь переписать Толстого… на дневник? И она взялась, несмотря на страх и сомнения.
«Была ли когда-нибудь женщина так несчастна, как я», — говорит голос за кадром. Это голос Анны Карениной. Он звучит на протяжении всего фильма. Мы видим чувства, которые испытывает она, её муж, её любовник, сын... Только они. Но не они главные герои в фильме. Уникальная сборка из чувств и впечатлений собственной жизни в логичном видеоряде сопровождается цепочкой мыслей, что нашли отражение в личном дневнике. Молодая женщина завела его по совету своей тёти для укрепления семьи. На самом деле, он стал сборником чувств, которые можно увидеть в любой паре или семье, в любом доме в любой стране, поэтому в образах нет лица, есть только эмоции, чувства, переживания. И это ОНИ главные герои фильма.
Юрий Грымов давно хотел что-то сделать в соавторстве с... Толстым. Да, именно так он заявил на презентации саудтрека к фильму. Песню и основную музыку, что звучит в кадре, написала Диана Арбенина. «Это жизненное для меня приобретение, потому что не так много людей особенно в музыке, кто сердцем прикипает к своей работе. Это редко. Обычно для фильма пишут оформительскую музыку, которая идёт фоном. Здесь же это самостоятельное произведение, спасибо Диане». Юрий Грымов. Неподражаем. Позвать меня, как зрителя, в театр, чтобы смотреть кино... это эксперимент, от приглашения до самого фильма! И лично мне он нравится.