Найти в Дзене
Городские тенденции

Изменения в подходе к городскому контексту: сдвиг архитектурной концепции от CIAM к Team X

Оглавление

В прошлом веке произошли огромные изменения в парадигмах в области архитектуры, ландшафтной архитектуры, сохранения наследия и городского развития. Следовательно, менялись представления, определения и степень контекста как окружающей среды, взаимодействующей с новым городским элементом.

https://www.magazindomov.ru/wp-content/uploads/2015/12/Park-Houses-6.jpg
https://www.magazindomov.ru/wp-content/uploads/2015/12/Park-Houses-6.jpg

Говоря о городском контексте, мы используем термин контекст как обобщающий термин, который имеет определенные значения в то же время: окружение, окружающая среда, культурный ландшафт, городской исторический объект, место, исторический городской ландшафт и т. д. Перефразируя определения в ключевых словарях,

контекст - это ситуация, в которой существует пространство или объект и с точки зрения которой они воспринимаются.

Понятие контекста охватывает несколько уровней: природный ландшафт и климатические условия; искусственная застроенная среда, например, городской узор, пространства, здания; общественная деятельность и опыт; культурные значения и дух места. Современному обществу потребовалось несколько десятилетий, чтобы раскрыть эти слои.

Очевидный сдвиг архитектурной концепции: от CIAM к Team X

Общество XIX века колебалось между крайностями тотально спланированных и индустриализованных утопий и отрицанием реальности машиностроения. Архитектурная практика XIX века использовала множество нео-стилей. После 1850 года эклектичная архитектурная культура способствовала смешению стилей во всех европейских странах. Это привело к изменению стилей начала 20-го века, когда архитектура искала новые пути вместо использования исторических архитектурных элементов или мотивов. Новые материалы, разработка новых технологий и новые функции требовали соответствующих форм и решений.

Международная влиятельная организация CIAM (Congres internationaltionaux d'architecture moderne, основанный в 1928 году) поставили перед собой амбициозные цели сформулировать современную архитектурную программу, отстаивать идею современной архитектуры. Эти цели позволяют понять контекстуальную склонность к технологиям, экономике и обществу и определить новые социально преобразующие роли архитекторов и архитектуры, убедившись, что архитектура должна служить многим, а не единицам.

Декларация Ла-Сарраса (1928) CIAM

Декларация Ла-Сарраса (1928) CIAM является проявлением совершенно новой концепции архитектуры, в соответствии с которой архитекторы несут большие профессиональные обязательства перед обществом.

Тезис "Архитектура может возникнуть только с настоящего времени" и "удовлетворять духовным, интеллектуальным и материальным потребностям современной жизни" должен свидетельствовать о полном акценте на потребности современного человека, и подразумевал жесткий отказ от прежних достижений и торжественное дистанцирование от традиций. Архитектурное явление в то время было тесно связано с "экономическим порядком и социальной жизнью" и зависело от них. Такое понимание указывает на еще незнакомый архитектурный контекст, который может быть охарактеризован терминами:

  • экономической системы,
  • экономической эффективности,
  • рационализации,
  • стандартизации,
  • упрощения,
  • сокращения,
  • промышленных технологий.

Именно в этой первой декларации CIAM сформулирован совершенно иной архитектурный контекст, выражающийся в градостроительном и функциональном порядке, с акцентом на экономические и социальные аспекты и полным отрицанием прежней важности традиций и эстетики ("архитектура должна быть освобождена от /.../ сохранения формул прошлого").

Афинская хартия о реставрации исторических памятников (1931 г.)

Афинскую хартию о реставрации исторических памятников можно рассматривать как реакцию на заявления Ла-Саррасской декларации и определенный противовес ее революционному подходу. Этот Устав, несомненно, отражает отношение того времени к сохранению архитектуры: "следует уважать исторические и художественные произведения прошлого, не исключая при этом стиль любого данного периода".

Афинская хартия (1933) CIAM

Как метко заметил Д. Родвелл, два противоположных архитектурных подхода были определены в двух документах одинакового времени и под одинаковыми названиями: Афинская хартия о реставрации исторических памятников (1931 г.) представляет собой документ о сохранении, а CIAM Афинская хартия (1933 г.) пропагандирует современное движение. Последний документ (составленный Корбюзье и опубликованный в 1943 году) соответствует духу Декларации Ла-Сарраса. В нем в основном рассматривается понятие "Функциональный город".

Концептуальный контекст современного движения понимался как урбанизм с доминированием экономических, социальных и политических показателей. Наряду с работой, отдыхом подчеркивалась и функция жилья. В целом, деятельность архитектора была направлена на создание здоровой среды обитания человека, а его основными творческими элементами были "три сырьевых материала: солнце, растительность и космос".

В целом в Афинской хартии приоритет отдается созданию здоровой физической среды, удовлетворяющей потребности человека, и поощряется новая архитектура в области социальной среды и экономики. Архитектурный контекст исключает традиции, исторические достижения, эстетические и визуальные аспекты; актуальны только сегодняшние условия, возможности и потребности. Наследие может существовать автономно как музейный объект без его подлинной среды обитания и только в том случае, если оно не влияет на благосостояние общества.

Вторая мировая война изменила баланс архитектуры; промышленная революция усилилась из-за военной промышленности. Следовательно, появились новые строительные технологии, новые материалы, новые способы использования материалов и новые методы структурирования. Идеи CIAM Афинской хартии оказали большое влияние в период после Второй мировой войны, как это было подтверждено на VI конференции CIAM в 1947 году. Это было связано с явным возвращением архитектуры в сферу искусства и необходимостью "обогащения эстетического языка архитектуры" для лучшего соответствия эмоциональным потребностям человека.

Конференция CIAM X (1956 г.)

Конференция CIAM X (1956 г.) стала переломным моментом для CIAM и появления команды X (team X). Новые идеи включали введение гуманитарных и социальных наук в дизайн, концепции культуры, истории, регионализма и включение в архитектурные дисциплины и практику. Первоначальной идеей было участие пользователей в процессе проектирования. Чрезмерное упрощение архитектуры было отвергнуто, и поощрялись сложность и противоречия в архитектурной среде.

Вторая половина 20-го века сопоставима с эпохой Возрождения. Она представляет собой крупный сдвиг архитектурной парадигмы в сторону системного подхода. Архитектура, будучи тесно связанной с экономикой и имея обязательства перед обществом в ее концептуальном контексте, восстановила художественную категорию и включила в себя эстетические требования.

Как некое возрождение архитектуры можно воспринимать как расширение ее контекста путем включения в нее исторических и культурных концепций.

Изменение концептуального контекста сокращенной архитектуры на широкий и многогранный контекст не было естественным. Первоначально она была отвергнута сторонниками современного движения, затем легитимизирована в 1960-х годах и принята архитектурным сообществом с 1970-х годов.

В межвоенный период Литва обрела независимость и начала создавать национальное государство. Архитектурная концепция в то время следовала традициям 19 века, но в четвертом десятилетии 20 века в литовской архитектуре прослеживается скромное применение современного движения.

Идеи CIAM оказали большое влияние на Литву после Второй мировой войны, когда возникла острая необходимость в восстановлении разрушенных городов.

Примером может служить реконструкция проспекта Вокиципа в Старом Вильнюсе, который был построен вместо разрушенных исторических кварталов. Проектирование многоквартирных домов (1953-1955) выполнено петербургскими архитекторами Л. Аникиной и Л. Казаринским. Задача реконструкции (1948 г.) заключалась в создании наиболее благоприятных культурных, бытовых и санитарно-гигиенических условий для населения. Площадь снесенных кварталов предполагалось использовать для новых улиц и площадей, максимального облесения города и улучшения условий движения. Эти цели соответствуют идеям "Функционального города", провозглашенным в Афинской хартии. Новый проспект планировался примерно в десять раз шире прежнего (от 4 до 35 метров). Новая структура игнорирует прежний экологический характер, претендует на рациональные принципы прямых, больших пространств и масс. С одной стороны улицы образовались 4-этажные здания псевдо-классической архитектуры (сталинский архитектурный стиль). Это общественное пространство было сформировано в 1959 году и нарушило существующую пространственную структуру старого Вильнюса, введя атрибуты современного социалистического города. Средняя школа, как продолжение проспекта, была построена в 1964 году по проекту архитектора Л. Казаринского. Модернистская архитектура выделяется из исторической архитектурной среды, но позволяет выставлять церковь в стиле барокко, как произведение искусства (как в музее). Такое пространственное решение соответствует положениям CIAM, касающимся наследия, направленным на сохранение объекта, но не учитывает окружающую среду охраняемого объекта.