Найти тему
Познаватель

Шекспир и Коперник, что их связывает?

Оглавление
перhttps://unsplash.com/photos/uuKE4DnGcfY
перhttps://unsplash.com/photos/uuKE4DnGcfY

Хотя некоторые из его ближайших современников жаловались на появление "Новой философии", Шекспир в своей драме или поэзии никогда не делал однозначных и прямых ссылок на гелиоцентрические теории Николая Коперника.

Питер Ашер, однако, недавно утверждал в двух книгах "Вселенная Гамлета" и "Шекспир и рассвет современной науки", что Гамлет является сложной аллегорией коперникализма, которая, кроме того, предвещает догалилейские телескопические наблюдения, проводимые Thomas Digges.

Несмотря на то, что многие аргументы Ашера чрезмерно сложны и спекулятивны, он поднимает несколько интересных вопросов.

  1. Почему Шекспир, например, выбрал имена Розенскранца и Гильденштерна для компаньонов Гамлета - двух исторических родственников Тихо Браге (главного астронома во время шекспировского флористического костюма), носивших петард?
  2. Какова была связь Шекспира с распространением коперниканской космологии в поздней Елизаветинской Англии?
  3. Влияли ли на него такие связанные с Коперником течения космологической мысли, как атомизм Томаса Харриота и Николаса Хилла, неоплатонизм Кеплера и гелиоцентризм Джона Ди и Уильяма Гилберта?
  4. Подтверждает ли язык пьес Шекспира идею о том, что Шекспир обладал глубокими знаниями в области технической астрономии по заказу Шоссера (который написал руководство по эксплуатации астрономического прибора, астролябии), или что Шекспир понимал значение коперниканской астрономии?

Ответы на эти вопросы показывают важную взаимосвязь между Шекспиром и наукой и технологиями, о которых шла речь в двух последних монографиях Адама Коэна, основанных на предыдущих работах Марджори Хоуп Николсон.

Шекспир и коперниканизм

Шекспир пережил беспрецедентную эпоху - начало имперской экспансии Англии и все еще необъяснимое слияние полиграфии, новый этап точности, стандартизации и количественной оценки, триумф публики над герметичными знаниями, которые в дальнейшем будут питать как промышленные, так и научные революции.

Оглядываясь назад, можно легко применить современные категории к периоду, а именно 19 вековую идею прогресса (позитивизма) в графе, Марксе и Дарвине; однако нет достаточных доказательств того, что елизаветане считали себя живущими в эпоху выдающихся научных или технологических изменений, и более того, викторианский идеал среднего класса, который ответственный гражданин должен быть в курсе современных научных разработок, не был признаком Елизаветы.

Для подавляющего большинства населения новые специализированные знания в области естественной философии были недоступны, как это впервые появилось в латинских монографиях, и лишь медленно перетекали в местный язык, в основном через альманах.

Елизаветинский период был слишком ранним, чтобы полностью переварить некоторые познания и открытия континента в области физики и космологии.

Платтар продемонстрировал, что французские писатели эпохи Возрождения во второй половине XVI века, за исключением Монтень, Понтуса Тьяра и Жака Пелетье де Ман, либо вообще игнорировали, либо были невежественны с теориями Коперника.

Аналогичным образом, в Англии коперниканизм редко обсуждался в популярной английской литературе до 1630 года.

Как отмечает Николсон, что касается народного воображения, теории Коперника имели мало или вообще не имели никакого эффекта до наблюдения телескопа Галилея.

https://unsplash.com/photos/RmoWqDCqN2E
https://unsplash.com/photos/RmoWqDCqN2E

Они оставались лишь математическими теориями, важными для технического астронома и математика, но не волнующими и не увлекательными для светского ума.

Астроном и литературовед Дэвид Леви, один из первооткрывателей кометы "Сапожник-Леви 9", делает глубокий комментарий:

Во время написания большинства произведений Шекспира еще не ощущалось реального влияния идей Коперника...если бы десять лет спустя закончились первые годы его творчества, его пьесы могли бы отразить совершенно иную ситуацию.

Уважаемые и широко используемые астрономические учебники на основе Птолемея, такие как "Альмагестум новум" Риччиоли, были опубликованы еще в 1651 году, а в 1680 году Джеймс Боукер предпринял серьезную попытку опровергнуть коперникализм в популярном альманахе.