Прочитать этот комикс хотелось давно. Вроде бы знакомый с детства герой, но перенесенный в антураж мрачного детектива-триллера – как раз в моем вкусе. Мрачные комиксы я люблю, нуар и неонуар уважаю. И вот совершенно случайно натолкнулся в местном книжном магазинчике на издание всей арки в мягком переплете. Большая удача, комиксы к нам завозят редко. Купил не задумываясь.
Черная обложка сурова, но сам комикс все-таки цветной – рисовать что-то авангардное в духе «Города Грехов» или стилизовать работу под черно-белую классику фильмов-нуар художник не стал. Цветовая гамма, естественно, мрачная. Несколько напоминает недавний нашумевший фильм «Джокер» – такая же грязно-коричневая картинка.
Честно говоря, рисунок особо не впечатлил. Раздражения не вызывает, но и ничего особенного. В экшен-сценах возникает проблема – трудно понять «кто на ком стоял». Стандартная, в общем, для графических произведений. Правда, чаще такое случается с мангой, американцы исторически набили руку на рисовании боевиков – они редко рисуют что-то другое.
В плане содержания «Человек-Паук Нуар» – любопытная экспериментальная стилизация. Действие происходит в 30-е годы XX века – эпоху действия классических нуар-детективов. Разруха, депрессия, разгул преступности – все необходимые элементы сеттинга на месте. Полиция коррумпирована, журналисты продажны. Тетя Мэй – не старушка «не от мира сего», а коммунистическая активистка, воодушевляющая рабочих на протест против социальной несправедливости. Дядя Бен живым «в кадре» не появляется – здесь он мертв уже давно, причем зверски убит мафией, а жена продолжает его дело.
Питер Паркер нанимается стажером в «Дейли Бьюгл», «подмастерьем» репортера Бена Уриха, спасшего его и тетю Мэй от мафиозных громил. Поначалу он верит, что его работа способна что-то изменить в обществе, но со временем убеждается, что журналисты, как и копы, служат бандитам и богачам. Вскоре Питер получает силы Человека-Паука (в этой вселенной его способности имеют мистическую природу), а затем одно трагическое событие заставляет его выйти на тропу войны.
Здешний Спайдермен не чурается жестких методов и носит с собой огнестрел. Особого фанатизма в истреблении преступников (как, скажем, Каратель или Роршах из «Хранителей») он не проявляет, но и излишним гуманизмом не страдает – взявший меч мечом и погибнет. Что, конечно, делает историю «взрослее» и реалистичнее, чем тысячи комиксов, в которых добренькие супермены отправляют фашистов и маньяков подлечиться в психушку или отдохнуть от злодейств и подумать над новыми планами в каталажке.
В остальном – обычная супергеройская история, но в стиле нуар и в соответствующем сеттинге. Сильно закрученного детектива у авторов не получилось, но хороший детектив вообще плохо совместим с фантастикой. Последней, кстати, тут меньше, чем в мейнстримовых комиксах Marvel – только способности Паука, ну, и, пожалуй, Хамелеон. Вышло по-нуарному мрачно, но видел я комиксы и помрачнее – те же «Хранители» Алана Мура, не говоря уже о некоторых творениях Уоррена Эллиса.
Итог: любопытный эксперимент по переносу Человека-Паука в эпоху Великой депрессии. Ничего особенного от этого комикса не ждите, занятно, но не более того. Существует продолжение, возможно, буду читать. Да, персонаж неплохо спародирован в мультфильме «Человек-Паук: Через Вселенные», советую посмотреть, он там весьма забавен.