Заходим в замечательную «волшебную» комнату современных сказок, сказок, которые становятся чудесной былью.
Зал автоматики и телемеханики
Вы вошли и хотите осмотреть все модели, но не видите никого, кто мог бы подробно ознакомить вас с чудесными экспонатами; решаете, что вам придется самому разбираться в них, делаете шаг вперед, и вдруг... неизвестно откуда раздается голос, который начинает медленно, ясно и подробно объяснять то, чем вы интересуетесь. Ну, разве это не сказка? Едва вы успели захотеть, как ваше желание, точно подслушанное кем-то, мгновенно исполняется!
Автоматический экскурсовод, так любезно предупреждающий ваше желание, сконструирован Димой Герасимовым (ДТС Красногвардейского района). Он представляет собой обычный патефон с электромоторным приводом диска. В цепь управления мотором введено фотореле. Устроено это по тому же принципу, что и фотоловушка, о которой мы недавно говорили.
Но самое интересное в этом аппарате то, что после окончания пластинки мембрана автоматически переводится на начало, и экскурсовод снова готов к приему посетителей. Делается это с помощью так называемого диско-повторителя. Таким образом, «робот» действует совершенно самостоятельно, и нет никакой нужды регулировать его работу.
Роботы! Они окружают вас здесь толпой. Вот, например, часы в узком футляре. Это не простые часы. Нет! Днем они автоматически подают звонки по школьному расписанию; на большой перемене включают все радиорепродукторы, установленные в школе, а ночью превращаются в неусыпного и зоркого сторожа. Саша Яшуков и Паша Шамотин (ДТС Красногвардейского района) хорошо поработали над этой конструкцией.
Принцип действия авточасов заключается в следующем: на часовой гире укреплены две пары контактов, из которых одна скользит при опускании гири по внутренней поверхности реек с контактами, привинченных по пути гири, а другая — по боковой поверхности реек.
Олег Комендантов (ДТС Красногвардейского района) очень увлекался предстоящей постройкой детской железной дороги, которую собиралась строить ДТС. Для неё он сконструировал очень интересный шлагбаум и мигающую сигнализацию для железнодорожных переездов.
Дальше мы видим интересный арифмометр, собранный из деталей «конструктора», целый ряд автоматов по занимательной математике и другие модели.
Вот, например, «волшебный фонтанчик» Володи Катукова, но теперь он уже не напоминает своим видом старомодный шкафчик, как мы его называли раньше. Володя учел недостаток своей работы — отсутствие тщательности во внешней отделке, и теперь он старается придать всем своим моделям красивую внешность.
Отдел фототехники, пожалуй, самое слабое место выставки. Там мы видим витрину со снимками, сделанными руками самих юных техников, четыре светящиеся фотовитрины в виде звезды и автоматический проектор для световой фотогазеты.
Зато очень богато представлено судостроение. Под стеклянным колпаком стоит исторический корабль — каравелла, на которой в далекие времена совершал отважные путешествия Колумб. Изготовили ее ученики третьей вахты лаборатории «Юного водника» (ДТС Дома пионеров Октябрьского района) Юра Мартьян, Юра Шаламов и Гриша Рублев.
Большинство моделей являются копиями современных судов. Чистотой, изяществом отделки и строгостью технического выполнения обращают на себя внимание шхуны Вани Бубнова и Жени Тимохина (ДТС Петроградского района). В выполнении этих моделей чувствуется отличное общее руководство. Водная лаборатория ДТС Петроградского района славится своими моделями.
Вот огромная модель парусной шхуны «Смена». Чтобы ясно представить себе ее размеры, достаточно сказать, что, когда проводились ее испытания на грузоподъемность и водонепроницаемость, на ней плавали двое ребят.
Перед нами в своем «грозном великолепии» раскинулась миниатюрная эскадра — копия славных боевых судов Испанской республики.
Вот флагманский корабль «Хаиме 1», работа Вани Бубнова. За ним стоит огромный линкор «Мадрид» длиной около 2,4 метра. Над этим кораблем трудилась большая группа ребят, и сделали они его отлично.
Нельзя пройти мимо огромного радиоуправляемого крейсера «20 лет Октября», построенного Федей Горбачевым, Борей Киселевым и Колей Сокрушаловым (ДТС Свердловского района). Федя Горбачев был «главным инженером-кораблестроителем», делал чертежи и руководил всей работой.
Мы долго любовались отделкой модели, маленькими моторными и весельными шлюпками, хорошенькими никелированными пушками, установленными на носу, корме и бортах, прожекторами, сигнальными огнями и развевающимся на корме голубым флагом с красной звездой, серпом и молотом.
Коля Сафронов и Коля Танков самостоятельно сконструировали и построили закрытый моторный автомобиль. В нем совершенно свободно может поместиться взрослый человек (если он не слишком высок ростом).
Пионер Коля Бородатов приехал из Кронштадта на своем собственном мотоцикле. Это велосипед с приделанным к нему мотором. В исключительно неблагоприятных технических условиях он самостоятельно построил свой мотоцикл и теперь отлично на нем катается.
Итак, мы осмотрели всё. Эта выставка лишний раз наглядно показала, как широко и властно охватывала советских ребят любовь к технике и изобретательству, как стремительно они развивались и шли вперед.