Америка - родина моторов V8.
Америка по праву может считаться родиной моторов V8, поскольку именно там они получили наибольшее распостранение.
Например, два семейства моторов V8 Chevrolet: «big block» и «small block», увидевших свет в конце 50х гг.
Куда только их не ставили! От спортивных легковых авто типа Chevrolet Corvette и Camaro до люкс-внедорожников уровня Cadillac Escalade. А ещё модификации этих моторов изрядно потрудились на грузовиках, школьных автобусах и даже на маломерных судах. И это не считая бесчисленного множества кастомных проектов!
Глядя на широту применения этих V8, невольно приходишь к выводу, что рано или поздно такой мотор должен был оказаться…в раме мотоцикла.
Так оно и вышло.
В 1990 году Монти Уорн, основатель Boss Hoss Cycles, Inc., создал свой первый мотоцикл с мотором Chevy V8 и довёл его до серийного выпуска.
Это произошло в его мастерской площадью менее 500 квадратных метров в Дайерсбурге, штат Теннесси, США.
Монти, пилот коммерческой авиации и дипломированный авиационный техник по планеру и силовым установкам самолетов, стал первым, кто разработал мотоцикл с двигателем V8, имевший традиционный стиль и внешний вид крузера.
Первая версия этого исполинского мотоцикла имела довольно простую конструкцию, например, коробка передач была...одноступенчатой. Своеобразный конструкторский подход Монти Уорна позволил удержать длину байка в разумных пределах даже с учётом продольно установленного V8.
Идея магабайка была принята рынком, и за последующие годы компания Boss Hoss Cycles, выросла из скромного стартапа в мастерской Монти до комплекса площадью 2 000 квадратных метров, со своими производством, офисом и складом.
Компания выпускает мотоциклы и трайки, оснащенные двигателями V8 производства Chevrolet, объёмом от 293 кубических дюймов (4,8 литра, 300л.с.) до 502 кубических дюймов (8,2 литра, 505 л.), что делает их на сегодняшний день самыми мощными мотоциклами в мире.
С момента создания компании в 1990 году мотоциклы Boss Hoss поставлялись клиентам в виде комплектов для самостоятельной сборки. В комплект входила рама, электрика, трансмиссия и ещё некоторые элементы. При этом покупатель должен был самостоятельно приобрести и установить двигатель и дополнительные аксессуары, которые позволили бы ему настроить мотоцикл под себя.
Ранние релизы Boss Hoss выглядели громоздкими и несовершенными.
На мотоциклах было трудно ездить, и они считались скорее дорогой диковинкой, чем байком «на каждый день». Из-за сочетания топового автомобильного мотора с шасси мотоцикла, они застряли между использованием тюнинговых запчастей, предназначенных для рынков Harley-Davidson и рынком muscle car. Застряли где-то между Küryakyn и Edelbrock, и это приводило к несбалансированности внешнего вида, а также плохой настройке аппаратных возможностей.
Ранние модели были почти так же примечательны своим слегка «самопальным» внешним видом, как и своим объёмистым и вызывающим двигателем V8. У них часто было намотано немало термоленты вокруг коллектора и выхлопных труб, а тепловые экраны выпускных коллекторов, казалось, были позаимствованы от других машин. Трамблёр неудобно торчал прямо перед сиденьем, из-за чего владельцы прикрывали его кожаной «тюбетейкой» в тон седлу. Словом, в их отделке было множество недостатков. Кроме того, на такой представительной и стильной машине большой радиатор бросался в глаза своей угловатостью и отсутствием какой-либо облицовки.
В конце 1990-х годов новая рама из хром-молибденовой стали 4130 помогла решить многие проблемы визуального баланса и устранила много сложностей по части «железа». Проблемы теплозащиты решились после установки большого радиатора из полированного алюминия в сборе с хромированными вентилятором и кожухом. Хотя некоторые предпочитают более «сырой» и мускулистый вид, и поэтому снимают кожух.
Радиатор по-прежнему является самым слабым местом Boss Hoss в плане эстетики.
Текущие модели имеют все атрибуты высококачественных кастомных мотоциклов, такие как армированные тормозные шланги, скрытая проводка и хромированный маятник. Мотоциклы также имеют уникальные элементы внешней отделки, присущие только Boss Hoss, например, хромированная термозацита коллекторов V8, а также контрольные приборы с маркировкой «Boss Hoss».
На протяжении многих лет колёсная база мотоциклов постепенно росла с 2000 мм в конце 1990-х до 2100 мм для модели «502» в 2002. Это позволило уменьшить высоту сиденья, сместив его вперед по оси мотоцикла. В свою очередь низкое сиденье помогает ездокам небольшого роста лучше контролировать мотоцикл.
В 1996 году Boss Hoss начал производить комплектные мотоциклы на своей собственной фабрике в Дайерсбурге, тогда же была прекращена продажа комплектов для самостоятельной сборки.
Комплекты мотоциклов для самостоятельной сборки обозначались «BHC-2», в то время как мотоциклы, полностью собранные на заводе, получили индекс «BHC-3».
Разница в названии имела большое значение для страховых компаний из-за проблем с ответственностью.
В сравнении с мотоциклами, выпущенными в первые годы, поздняя продукция Boss Hoss была значительно усовершенствована:
ездовые характеристики и жёсткость рамы были улучшены за счёт применения двухступенчатой коробки передач с реверсом, передней вилки перевёрнутого типа и внедрения в раму литых закладных и других специальных компонентов.
Со временем гамма продукции пополнилась трайками в дополнение к обычным двухколесным мотоциклам.
К середине 90х компания продавала уже по 300 мотоциклов в год.
В 2002г публике представили модель «502». Рабочий объём этого двигателя составил 8,2 литра, а его мощность в базовом исполнении – 505 л.с. В заводской линейке Boss Hoss это - максимальный мотор.
В 2006г. Boss Hoss Cycles, Inc. стала фактически единственным глобальным производителем мотоциклов V8, получив от Европейской Комиссии соответствующее одобрение типа транспортного средства. Дилерские центры компании открылись в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, во многих странах Западной и Центральной Европы, Африке и Японии.
По состоянию на 2006 год, Boss Hoss Cycles, Inc продала более 4000 единиц своей продукции с момента своего основания.
В 2012 году было начато производство трайков с пневматической подвеской «air ride», полуавтоматической 4хступенчатой КПП 4l70e с повышающей передачей в базовой комплектации.
В том же году, для привлечения более широкой аудитории любителей мотоциклов марки,
была выпущена новая модель - Boss Hoss Super Sport.
Эта модель, с меньшей высотой сиденья, более короткой колесной базой и увеличенным ходом подвески заставляет «пилота» чувствовать себя частью мотоцикла, а не просто седоком.
Несмотря на динамичное развитие компании, во второй половине 2000х продажи начали снижаться, и к 2014му упали до $3.000.000 в год.
В начале 2015, ровно через четверть века после создания компании, её основатель Монти Уорн начал задумываться об уходе на покой и объявил о продаже предприятия.
Удаление от дел «отца-основателя» стало весьма волнующим происшествием для поклонников инновационной марки , поскольку грозило отправить легендарную компанию во мрак небытия вслед за множеством некогда славных производителей мототехники, таких как Excelsior, BSA или AJS.
Однако всё обошлось – флаг из рук основателя приняли братья Рики и Трэвис Дитц (Ricky Dietz – в должности CEO и Travis Dietz – Президент). Они, будучи настоящими фанатами марки, долгое время выступали официальными дилерами, а узнав об уходе Монти Уорна, решили приобрести его компанию.
Продолжение статьи – на этой неделе.