Вот уже скоро полвека, как не утихают споры вокруг дилеммы – возможен ли был в свое время полет на Луну, или нет? Все потому, что рядового обывателя действительно легко поколебать в такой уверенности. Луна тысячелетиями составляла романтический, религиозный, мистический антураж нашего неба. И глядя на нее, нам сложно представить, что ее можно достичь «ракетным» способом.
Но не только кажущаяся фантастичность пилотируемых полетов на Луну порождает отрицание значимых для человечества исследований.
Развитие интернета в постсоветское время по-новому взрыхлило почву для оживления принципиальной агрессивной полемики в отношении высадки людей на Луну. Но одно дело, когда тему поднимают ради озорства улюлюкающие пустобрехи. Другой вопрос, когда поднаторевшие в приемах «вброса» якобы существенных технических подробностей апологеты спекулируют на обще-среднем невежестве интересующихся.
Здесь смешиваются вопросы морали и убеждений. Поэтому нет ничего наивнее «упертого» позиционирования правды как с той, так и с другой стороны. Выберем позицию здравого смысла. Попробуем рассмотреть на свет изрядно помутневшие «кристаллы объективности». И быть может в сверкнувшей, невзначай, грани нам удастся узреть нечто бесспорно очевидное.
Итак, не будем касаться такой легковесной чепухи, как «реющий флаг» на Луне, отсутствие пылевых кратеров в местах посадки модулей, или споров вокруг лунного грунта. Выберем объекты самых «заскорузлых» предубеждений. Таких как аудио-, фото- и киноматериалы.
На сайте НАСА в рубриках журналов лунных экспедиций представлено полное письменное протоколирование и частичная аудио-хроника всех полетов начиная с предстартовых переговоров.
В этих журналах встречается много неформальных и совершенно «кулуарных» моментов: эмоциональные возгласы, шутливые оговорки, остроты, чертыхания и даже совершенно нецензурные возгласы астронавтов.
Вот, например, шестой день миссии «Аполлона-16», когда после посадки на Луну Джон Янг и Чарли Дьюк готовятся к первому выходу на поверхность. Хьюстон просит Дьюка промыть заляпанный гермошлем от остатков апельсинового сока (так уж получилось) и как следует его вытереть, прежде чем нанести на стекло средство от запотевания. По поводу этой просьбы Янг, размышляя вслух, произносит: «We could've done it last night, you assholes!» В «щадящем» переводе это равносильно фразе «Мы же могли это сделать вчера, вот кретины!». Оператор связи тут же напоминает ему о включённом микрофоне…
Вообще, обиходными «фигурами речи» изобилуют многие диалоги лунных миссий. Как говорится, из песни слов не выкинули. Но, согласитесь, чтобы нарочито включать в сфабрикованный сценарий такие придумки, требуется неуместный размах литературной фантазии, спорные редактирования подобных «художественных» вставок и прочие заморочки. А зачем? Чтобы создать для кого-то иллюзию простоватой речи? Но ведь «фабрикование» должно было производиться в слишком сжатые сроки. И городить лишний огород было реально некогда.
Заметим, что хронология переговоров с «кап-комами» (CapCom – оператор связи центра управления полетом) велась посекундно. Например, эпохальная фраза Армстронга про «один маленький шаг» записана на отметке 109 часов 24 минуты 23 секунды полетного времени «Аполлона-11».
И, кстати, это далеко не первая реплика Нила во время знаменательного выхода из модуля. Он какое-то время двигался вверх-вниз по лестнице, обсуждая с Хьюстоном, сложно ли вернуться обратно в случае непредвиденных обстоятельств (этого, конечно же, не было показано в телетрансляции).
Стоило ли вообще «присочинять» подробные впечатления Армстронга – и о свойствах лунной пыли, походившей «на порошок, который можно легко подбросить вверх мысом ботинка». Как она «прилипала тонкими слоями к подошвам, подобно измельчённым древесным опилкам». И о гравитационных впечатлениях, которые оказались «не такими, как на тренировках». И о неожиданных оптических эффектах на поверхности Луны… При том, что в нагромождении специальной информации так легко «проколоться» на мелочах. Ведь придираться будут физики всего мира!
Отношение к фото- и кино-материалам астронавтов – это особый кич в апологетике неверия. Попробуем вспомнить, как вообще производились съемки на Луне.
Когда Армстронг впервые спускался по лунному трапу, люди видели на экранах допотопных телевизоров нечеткую черно-белую картинку с полосами помех.
«Однако помимо трансляций, которые велись на весь мир в прямом эфире с «Аполлона-11», специалисты из разных стран перехватывали телеметрическую информацию с космических кораблей и слушали закрытые переговоры экипажей. Для связи с космическими кораблями на разных этапах полета США использовали 16 пунктов связи на нескольких континентах, а также флот из пяти судов и восьми самолетов». (Павел Шубин, историк, автор нескольких книг по советской космической программе, интервью РИА Новости, 2019 год).
По поводу возможных киносъемок в павильонах Голливуда, космонавт Алексей Леонов в своей книге «Время первых. Судьба моя – я сам…» предполагает, что «досъемка» деталей действительно могла производиться для «развития логики происходящего». Но «рассуждать о том, что весь фильм был снят на Земле – просто нелепо и смешно».
Стоит сравнить кадры лунных экспедиций с тем, как Стэнли Кубрик изобразил людей на Луне в своем киношедевре «2001: Космическая Одиссея», который вышел на экраны в 1968 году – еще в год первого облета Луны Аполлоном-8. Качество комбинированных съемок в нем, по нынешним представлениям – на уровне мультфильма, и оно не идет ни в какое сравнение с лунными кадрами «Аполлонов».
Нужно понимать, что это происходило задолго до эры компьютерной графики. И чтобы сымитировать эффект малого веса на Луне, как он выглядел в телетрансляции, необходимо было месяцами монтировать отснятое на 16-ти миллиметровую пленку. Причем кустарным способом – вырезать и склеивать куски. Да и объемов пленки потребовалось бы столько, что она заняла бы место всей полезной нагрузки на корабле.
По контрасту с невнятными кадрами телетрансляций, фотоматериал, наработанный всеми экспедициями, как раз отличного качества. Астронавты фиксировали свои действия на профессиональный среднеформатный шведский фотоаппарат "Хасельбланд"
Если взять разрешение одного снимка за 16 мегапикселей, то пара магазинов цветной пленки, привезенной, скажем, только экипажем первого корабля «Апполона-11», содержала больше информации, чем все фотографии Луны, переданные американскими автоматическими станциями до этого.
А вот каков объем фотоматериалов последней экспедиции, «Аполлона-17»: картографирующей камерой сделано около 2350 снимков лунной поверхности. Из лунного модуля на орбите и на поверхности Луны, а также на Луне за пределами корабля (подавляющее большинство снимков) Сернан и Шмитт отсняли 2422 кадра!
Более того, именно фотографии с "Аполлона-17" помогли советским ученным проложить безопасный маршрут для "Лунохода-2", так как более качественных снимков у СССР не было, а система навигации была повреждена при посадке.
Все эти фотографии сохранены и до сих пор работают на науку: по ним восстанавливают хронометраж миссий и детальный рельеф районов посадки, строят круговые панорамы большой четкости и монтируют видеоролики.
Как видим, при желании что-то опровергнуть в истории освоения Луны, нам пришлось бы прибегнуть к каким-то сверхъестественным изощрениям. Или обладать умением убеждать, опровергая очевидное.