"Использование детей в качестве орудий исполнения терактов - это арабская методика, которую практикуют наемники, и чеченские дети - это пушечное мясо для них"
Представитель Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе Илья Шабалкин (2004 год).
Таково обличье террористов нового XXI века. В то, что одновременно орудием и жертвами преступления становятся дети, было бы невозможно поверить, если бы не поистине шокирующие свидетельства.
Но каким образом бороться с невидимым врагом? Традиционные методы борьбы с преступностью, по отношению к террористам, к сожалению, не эффективны. Назрела необходимость по-новому взглянуть на проблему. Вероятно, для нахождения нетривиального способа решения проблемы целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма». В ходе эксперимента выявить видение психологического портрета террориста респондентов разных возрастных групп.
Дети и молодежь - это одна из наиболее уязвимых категорий граждан к воздействию идеологии экстремизма и терроризма. В статье описывается детский взгляд на проблему «экстремизма» и «терроризма». Взгляд ребенка на окружающий мир отличается целостностью восприятия, образностью мышления, богатой фантазией, раскрепощённостью, отсутствием стереотипов мышления. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в детских садах и школах, целью которого являлась оценка осведомленности детей в возрасте от 5 до 10 лет об экстремизме и терроризме.
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что большинство опрошенных детей не воспринимают проблему экстремизма и терроризма как угрозу. Существует необходимость выработки правильной идеологии воспитания детей, как в семье, так и во всех учебных заведениях.
Человечество вступает в новую фазу своего развития. Цивилизация, сложившаяся во второй половине ХХ века, трансформируется в нечто новое, с неясными пока очертаниями. Кризис американоцентризма проявляется в обострении проблемы терроризма. На историческую сцену вышли Аль-Каида, ИГИЛ, и другие террористические организации. Последствиями этого процесса является не только убийство ни в чем неповинных людей, не только страх, который сеется в обществе, но и разрушаются сложившиеся устои общества, меняются ценностные ориентации.
В последнее время появились новые аспекты, важнейшим из которых является огромное количество беженцев, наводнивших Европу. Беженцы создают большие проблемы принимающим их государствам. Причем материальные затраты на содержание беженцев отошли на задний план. Гораздо важнее нарушение мигрантами общественного порядка, в частности, на первый план выходит проблема санитарно-гигиенических условий принимаемых территорий, что в свою очередь выливается во враждебность местного населения, направленная на вынужденных мигрантов. В европейских государствах возрастает популярность партий с националистической идеологией. Противостояние этносов может вылиться в насильственные действия со стороны европейцев. Возможен и наихудший вариант развития событий - война между Востоком и Западом. Необходима постановка и решение задач, направленных на профилактику, предупреждение и корректирующие мероприятия с потенциальными терроробщение.
Естественно, возникает вопрос - как бороться с терроризмом. Руководство государств умеет защищаться от внешних врагов. Для этого создаются армия и флот. Но каким образом бороться с невидимым врагом. По внешнему виду террориста практически невозможно отличить от законопослушного гражданина. Следовательно, нельзя проводить мероприятия, направленные на выявление лиц, склонных к экстремистским действиям. Существует необходимость формирования методик, позволяющих обнаружить представителей террористических организаций. Традиционные методы борьбы с преступностью, по отношению к террористам, к сожалению, не эффективны. Для определения круга лиц, потенциально способных к совершению террористических действий, нужно создать социально-психологический портрет террориста.
Поскольку традиционные подходы не эффективны, назрела необходимость по-новому взглянуть на проблему. Вероятно, для нахождения нетривиального способа решения проблемы формирования социально-психологического портрета террориста, целесообразно воспользоваться методом «мозгового штурма». Для нахождения нестандартных решений задачи создания образа террориста, необходимо проанализировать видение образа психологического портрета террориста респондентами разных возрастных групп. Нужно рассмотреть детское восприятие, школьное восприятие, представления взрослых и пожилых людей.
Что происходило?
В штате Нью-Мексико полиция арестовала четырех человек, которые на построенной из подручных материалов базе тренировали детей совершать теракты в школах. Все четверо, по словам полицейских, были мусульманами-экстремистами. А на территории базы имелся целый арсенал оружия, в том числе винтовки. В этой истории главным фигурантом дела оказался 39-летний Сирадж Ваххадж, сын радикально настроенного американского имама, который, предположительно, стоит за организацией террористического акта в Нью-Йорке в 1993 году. Тогда в подвале Всемирного торгового центра взорвался грузовик со взрывчаткой.
В интернете все чаще появляются видеозаписи о детях-террористах, воюющих в рядах террористической организации “Исламское государство”. Один из первых роликов появился еще летом 2016 года: пятеро подростков, которым нет еще и 14 лет, зачитывают текст приговора, после чего достают оружие и убивают заключенных.
Видео, выложенное армией ИГИЛ на всеобщее обозрение, стало, по сути, полноценным документальным фильмом с красноречивым заголовком “Львята Халифата”. Довольно качественный ролик с хорошим звуком, снятый сразу на несколько камер, показывает, как умело обрабатываются мозги подрастающему поколению. Зрители фильма видят настоящее училище смерти с полноценной программой обучения. Юные подопечные здесь проходят теорию, практику, физическую подготовку, ночные занятия и, конечно, получают мощнейшую идеологическую накачку. После чего у них со всей строгостью принимают экзамены на уровень жестокости и готовности убивать. Для террористов они становятся идеальным оружием, ведь кто заподозрит ребенка в желании совершить теракт? Здоровому человеку даже в голову не придет, что малыша можно превратить в профессионального убийцу.
Проблематика
По словам многих экпертов, практически все известные террористические организации, экстремистские группировки, радикальные политизированные структуры, религиозные секты и прочие рассматривают несовершеннолетних в качестве перспективного контингента для последующей вербовки
— Дети зачастую доверчивы, не имеют устойчивых жизненных установок, охотно копируют поведение людей старшего возраста, способны преданно и фанатично выполнять поставленную задачу, для того чтобы завоевать авторитет и оправдать доверие своих “учителей”. Несовершеннолетние в отличие от взрослых значительно реже попадают в поле зрения спецслужб, а также до достижения определенного возраста не могут быть привлечены к уголовной ответственности. Кроме того, из-за отсутствия жизненного опыта и необходимых знаний подростки неспособны к объективному анализу информации, не запоминают детали, а соответственно в случае разоблачения правоохранительными органами их вряд ли можно использовать в качестве ценного источника информации о деятельности радикалов.
В своих вербовочных устремлениях преступники используют весь комплекс уязвимостей: от традиционного “конфликта отцов и детей” до болезни современного общества в виде “интернет-одиночества” подростков, когда социальные сети и разнообразные гаджеты заменяют несовершеннолетним реальное человеческое общение.
“Нам для начала не нужна власть, отдайте нам детский сад!”
В своих вербовочных устремлениях преступники используют весь комплекс уязвимостей: от традиционного “конфликта отцов и детей” до болезни современного общества в виде “интернет-одиночества” подростков, когда социальные сети и разнообразные гаджеты заменяют несовершеннолетним реальное человеческое общение.
— По статистике, в мегаполисах родители уделяют своим детям не более 40 минут в день, а это значит, что единственным “другом”, источником информации, который даст простые ответы на сложные вопросы, может стать неизвестный собеседник из сети, который охотно расскажет, как нужно “правильно” любить Бога, Родину и так далее.
— Нельзя забывать, что мир изменчив и развитие интернета предопределяет появление новых моральных авторитетов для детей и молодежи — из числа популярных блогеров, которые увлекательно рассказывают многотысячной, а нередко и многомиллионной аудитории о различных аспектах жизни на пространстве своих личных страниц и интернет-каналов. Соответственно государству надо не только активно коммуницировать с той блогосферой, что уже сформировалась, но и способствовать появлению конструктивных “лидеров мнений” в школах, общественных организациях и пр.
— Патриотизм, справедливость, уважение к старшим — главным моральным авторитетом для ребенка должны быть отец и мать. Ни школа, ни общественные организации, ни блогеры, ни церковь или спортивные секции не смогут заменить адекватное родительское внимание. Поэтому родителям также надо помнить, что главной защитой для своих детей являются они сами, а не милиция, система образования и прочие государственные органы. Нужно стараться воспитывать ребенка в полноценной семье, окружать его вниманием и заботой, которую не стоит сводить к обеспечению исключительно материальных потребностей. И тогда никакие террористы и прочие “бармалеи” нашим детям будут не страшны. Тем более, что серьезные инструменты защиты у государств имеются.