Проработав три года в вузе, сменила город и пришлось пойти в школу.
Мне сразу дали 9-й класс в руководство - "там одна девочка-суицидница, но Вы держитесь"!
Ух, ну ладно, поговорила со школьным психологом, выяснила обстоятельства (очень печальные, маму убили, отца нет, живет с очень старой бабушкой в ветхом доме), начала работать, девочка эта очень много пропускала занятий, ни с кем не общалась, ходила вся в черном и не шла на контакт.
Я старалась при всякой возможности спросить, как у нее дела, настроение и т.д., она понемногу начала таять.
Ездила к ней домой с соц.педагогом.
Только под новый год мне удалось вытянуть ее из депрессии, она даже пришла украшать класс, и моей радости не было предела: я вытащила ее!
Начала общаться с одноклассниками.
Видимо, ей не хватало внимания и заботы...
Я немного успокоилась, но все равно держала руку на пульсе.
Спустя какое-то время вижу, что у другой девочки тоже невнятная депрессия, увидела, что у нее изрезаны руки...
Ноги...
Начала "биться" с ней, вошла в доверие, выяснила, что она пытается похудеть, у нее анорексия.
А порезы на теле ей нравятся, ими она так себя наказывает за срыв.
Маме она просила ничего не говорить.
Я просматривала ее страницы в соцсетях, вещи она там писала ужасные, про школу, свою жизнь, про отношения с родителями...
За один месяц наши с ней отношения ухудшились, т.к. я пыталась ее убедить, что надо вести зож, и т.д., но она продолжала худеть...
Администрация школы предложила мне ''обезопасить" себя, вести документы, папки о работе с этими двумя девочками, на тот момент с первой уже все было хорошо (с ней и по сей день все хорошо, учится в техникуме, жива-здорова), а вот со второй все хуже.
Мать приходила, мы говорили о подростковых проблемах, но она была уверена, что с ее дочерью все окей!!!
В итоге психолог предложила пригласить девочку номер два, ее маму, завуча и меня в кабинет директора и рассмотреть вопрос вместе.
Ее состояние очень сказывалось на учебе, а сам ребенок ранее признавался мне, что мечтал перерезать себе вены еще с 8 лет...
Психолог и завуч объясняли маме, что проблемы ОЧЕНЬ большие, но она чуть ли не покрутила пальцем у виска и сказала, что это у нас у всех с головой не в порядке.
(Гораздо позже я поняла, что мать никак не могла повлиять на дочь, на ее просиживание в интернете, отказ от учебы)
Кое-как я их выпустила..
И вот спустя почти два года эта девушка покончила с собой.
Моя выпускница умерла. Мать в горе. Она ничего не знала о жизни дочери.
Может быть, виноват интернет и эпоха вседозволенности, неограниченного доступа к информации, может, проблема в родителях, которые не хотят разбираться с проблемами детей, а нас, учителей, все пугают, что вся ответственность лежит на школе...
Не знаю.
Вот такая история.
***
В этом году у нас в школе сменился соц педагог.
И вдруг оказалось, что мы очень "много требовали, чего соц педагог делать не должен".
Может нас реально разбаловали?
Предыдущий соц педагог знала всех проблемных детей школы.
Лично контактировала с родителями, официальными представителями.
В случае, когда надо посетить трудного ребенка "на дому" сама договаривалась и с родителями о приходе и с инспектором по делам несовершеннолетних.
Или к ней можно было привести для ребенка агрессивного ребенка или просто хулиганенка.
(Например на уроке ничего не делал, болтал, качался на стуле, или с одноклассником подрался или кран свернул в туалете)
Одной беседой часто решались все вопросы.
К её советом прислушивались родители проблемных детей (агрессия, психозы, плохое поведение на уроке, невыполнение дз...), что нужно для начала обратиться к психологу.
В школе у нас психолога нет давно, но есть районная психологическая психологическая служба, которая по направлению из школы + с согласия родителей проводит ряд бесплатных консультаций с ребенком.
Она была реально нашим помощником.
В каких-то случаях даже "страшилкой" для детей. (Если ты меня не слышишь, то пожалуй приглашу-ка я АЛ для беседы. А заодно и родителей позовем) "нарушители" знали, что постановка на школьный учет - это серьезно.
Но также и знали, что всё время быть виноватым за один поступок нельзя.
Новый работник.
Мужчина.
Кстати, такой модный, красивый, пахнет дорогой туалетной водой.
Модно одет.
Голос мужской.
В начале года пришел к нам с обычной анкетой.
Сколько трудных детей? Сколько трудных семей? Кто бесплатное питание получат? Кто продленку посещает?
Все классные руководители все подробно расписали.
Ну а дальше на нас посыпалась гора непонятных анкет.
И беседы мы с детьми должны вести, и лекции для родителей, а ему (соц педагогу) раз в несколько недель сдавать отчет о беседах.
И на дому трудных мы должны посещать.
НО!
Только одни, без соц педагога.
Это не в его обязанностях.
А мы должны сами договориться с инспектором и сами составить акт посещения.
И сдать соц педагогу отчет.
И на все комиссии и заседания с трудными детьми мы должны ездить сами, а соц педагог к этому отношения не имеет, лишь функцию контроля выполняет.
И на школьный учет детей он права ставить не имеет.
И беседы с родителями "трудных" - это только дело классного руководителя. А он должен проконтролировать как идет процесс.
Тут опять кипу бумаг принес: график работы с трудными детьми.
И график профилактических бесед.
Да! И характеристику на трудных детей мы должны сами написать и тенденцию изменений поведения за несколько лет показать. (А раньше это было в папке соц педагога. И она уходя, оставила все записи и папки, да еще и подробно проинструктировала нового человека)
А еще, он ведет уроки, но "собрать" детей не может ни мелких ни больших...и бежит за классным руководителем.
А пишет жалобы директору на классных руководителей, в классе, у которых трудные дети, что они (классные руководители) не разъяснили детям, что грубить соц педагогу они (дети) права не имеют.
С родителями у него разговоров было мало.
Но все сводились к одному "У вас растет малолетний преступник. И скоро он попадется и сядет" или "Вы не умеете воспитывать ребенка, поэтому вас лишат родительских прав".
И это при том, что до него дошли "законопослушные" родители, чьи дети как бы случайно "попали".
Одной девочке нравился "плохой мальчик", а он уговорил её украсить булочки из буфета.
Второклашке доверили мяч отнести после физ-ры на склад инвентаря, а он им в футбол решил сыграть в пустом коридоре и цветочек опрокинул.
Не нравится мне новый соц педагог. Хотя может, нас реально разбаловал предыдущий....
***
Помните, что ребенок в первом классе проходит закономерный этап - адаптация в новом коллективе.
Не спешите ругать ребенка и требовать от него знаний.
Некоторые дети адаптируются к школьной жизни за несколько месяцев, некоторые полгода привыкают к новой системе.
Сложная адаптация может длиться целый год.
Тогда учитель подключает психолога и они вместе вырабатывают пути решения проблемы.
Первоклашки очень ранимы и уязвимы.
Им необходимо помочь организовать учебное место, помочь научиться делать уроки, помочь организовать пространство.
Когда ребенок делает уроки, необходимо убрать все отвлекающие предметы - телефонов и планшетов не должно быть под рукой у ребенка.
Не заставляйте ребенка делать домашние задания слишком долго - так вы отбиваете интерес к учебе на долгие годы.
Не обсуждайте при ребенке учителя.
Учитель всегда должен быть авторитетом у ребенка, тогда он будет с удовольствием идти в школу и получать знания.
Если вы дома с мужем говорите - учитель - профан, ребенок будет думать также, вы роете себе яму, опуская учителя в глазах ребенка.
Хвалите чаще ребенка, интересуйтесь и радуйтесь его успехам в школе.
***
Когда на меня одна мама начала по ерунде жаловаться то одному, то другому завучу, то мне звонить поздно вечером да мозг выносить, я начала методично ей названивать.
Звонок на урок - а вашего сына нет в кабинете (по фигу, что он в это время по лестнице поднимается).
Учебный день прошел - а ваш сын не выучил стихотворение.
В воскресенье в 8.00 (специально будильник заводила, поговоришь и баинкьи) - а я вам решила напомнить, что у нас будет такое-то мероприятие....
А телефон не советую отключать и в ЧС мой номер заносить, я же о вашем ребенке беспокоюсь, иначе в опеку писать буду...
Мой "телефонный терроризм" продолжался две недели.
Мама все поняла, осознала.
И в итоге 4 года хорошо взаимодействовали дальше.
если нет домашней работы систематически, значит, учитель-то поставит "2", но это может свидетельствовать о том, что родители не контролируют выполнение дз своим ребенком, не создают ему дома условий для получения им полноценного образования.
Отсутствие сменки, особенно зимой (теплая обувь) вредит здоровью самого ребенка, так что на лицо проявление равнодушия со стороны родителей.
Обязанности посещать родительские собрания нет, но это так же может свидетельствовать о том, что родители не проявляют интереса к успехам (проблемам) ребенка, не поддерживают контакт со школой.
Разумеется, если родители адекватные, то и смысла писать подобные жалобы во всякие инстанции нет.
Что-то можно обсудить с родителями при личной встрече, по телефону, через ВК и т.д.
А вот если родитель по каждому поводу пишет на учителя... то ответку включить по максимуму... почему бы и нет.
***
Закончилась первая четверть, хочу поделиться своими впечатлениями от первого класса, который я взяла в этом году.
Дети стали слабее.
На всех семинарах нам об этом рассказывают, и я увидела это своими глазами.
Буквально предыдущий выпуск был другой - они были более собранными, более ответственными.
Понимаю, что процесс адаптации еще закончился не у всех детей - но два месяца каждый день я твержу одно и то же...
Есть дети, которые правила не усваивают совсем.
Могут встать на уроке и пройтись по классу, могут достать игрушки из портфеля и начать в них играть -мне скучно, говорит ученик.
Куда это годится?
Дети стали совершенно не самостоятельные.
Они не могут элементарно застегнуть молнию, пуговицу и шнурки.
Так и хочется отправить всех в детский сад на перевоспитание.
Зато родители заявляют - мой ребенок самый, самый...
Чувствую себя не учителем, а воспитателем в детском саду.
Мотивации к учебе - ноль.
Никто не хочет писать, читать, думать.
Есть несколько звездочек - видно, что родители вкладывают в них душу и время - но раньше так было всегда, а сейчас единицы понимать, что ребенком в первую очередь должна заниматься семья, а потом уж школа.
***
Я переехала в сельскую школу и не жалею об этом...
Мне повезло, в нашей области выделяют жилье педагогам - это и послужило отправной точкой моего переселения.
Снимать квартиру с такой зарплатой - нереально.
Было боязно бросать привычную жизнь и срываться в полную неизвестность, но я рискнула и не жалею об этом...
Школа наша старенькая, но в ней пахнет мудростью.
Коллектив попался хороший, сразу подружилась с молодыми учителями - тоже переехали недавно в эту местность.
Есть, конечно, много нюансов.
Например, техники нет никакой - объясняем детям все на пальцах, с компьютерами - беда.
Зато дети здесь другие.
Городские - более озлобленные, что ли.
Здесь каждый знает друг друга.
Здесь ты не спрячешься, поэтому все более открыты, каждый готов помочь .
Не нравится, что дети пристально за мной следят - за каждым моим шагом, но что поделать, помню, когда сама училась в школе, мы постоянно выставляли "отметки" учителям.
Теперь подаю пример молодежи...
Здесь никто не замарачивается с одеждой.
Хожу на работу в джинсах - и нормально, главное - удобно.
Свежий воздух, жилье, витамины, работа - я довольна...
Бывает скучновато, нет никакой личной жизни - но и в городе тоже некогда было отношения строить - с утра до вечера на работе.
Закончилась первая четверть, мои ребятки радостно кричали - ура, каникулы, оценки у всех нормальные, явных двоечников и отстающих нет.
Есть один мальчик в классе, который требует особого внимания - он как ежик, не хочет идти на контакт, но я и не лезу особо - жду, когда придет время и я смогу понять, почему он такой закрытый