Быстрая урбанизация и индустриализация, рост численности населения и экономический рост в развивающихся странах усложняют процесс удаления твердых бытовых отходов по сравнению с развитыми странами. Кроме того, традиционный подход к обращению с твердыми бытовыми отходами зачастую основан на применении редукционистского подхода, не приспособленного для решения сложных задач.
Поэтому необходимость комплексного и междисциплинарного подхода к решению проблем обращения с твердыми бытовыми отходами возрастает. Концепция интегрированного управления твердыми отходами принята для этой цели во всем мире.
В настоящей статье анализируется текущая ситуация, а также возможности и проблемы в области управления твердыми бытовыми отходами в Исфахане в соответствии с интегрированной системой управления твердыми отходами в шести аспектах:
- экологические;
- политические / правовые;
- институциональные;
- социокультурные;
- финансовые / экономические;
- технические и эксплуатационные аспекты.
Основываясь на результатах, основными предложениями для будущего интегрированного управления твердыми отходами Исфахана являются:
- содействие финансовой устойчивости путем взимания платы за твердые отходы и сокращения расходов путем увеличения сбора исходных материалов;
- улучшение качества компоста, а также маркетинг продуктов компоста одновременно;
- поощрение участия частного сектора в рамках системы управления твердыми бытовыми отходами.
Управление твердыми бытовыми отходами (ТБО) является одной из основных проблем в странах мира. Эта проблема является более чувствительной в развивающихся странах, поскольку общий объем ТБО резко возрос в связи с быстрой урбанизацией и индустриализацией в городах развивающихся стран.
Согласно определению Организации Объединенных Наций, мегаполис - это столичный регион с населением более 10 миллионов человек. В некоторых определениях также устанавливается минимальный уровень плотности населения не менее 2000 человек/км2 . Мегаполисом может быть один или два или более мегаполисов, которые полностью образуют единое целое.
В 1950 году существовало два мегаполиса с населением 10 миллионов человек и более, в 2012 году - уже 30. Большинство этих мегаполисов расположены в развивающихся странах, темпы роста которых зачастую превышают 2% в год. Мегаполисам приходится сталкиваться с различными вызовами, такими как проблемы окружающей среды и энергетики, и им следует разрабатывать новые подходы к решению этих проблем.
Проблемы ТБО в развивающихся странах являются более сложными по ряду причин, таких как урбанизация, экономический рост, политические и культурные аспекты. Традиционный подход к управлению твердыми бытовыми отходами (ТБО) является редукционистским, а не способным решать сложные проблемы, вызванные взаимодействием различных частей системы. Функциональные элементы управления отходами рассматриваются независимо, в то время как эти элементы находятся под влиянием друг друга, поэтому одна проблема решена, а другие остались.
Эти вызовы продвигают целостный подход, который учитывает все аспекты, например, культурные, экологические, социальные и политические и все заинтересованные стороны. Интегрированное управление твердыми отходами (ISWM) представляет собой комплексный, многомерный и устойчивый подход к решению проблем, связанных с ISWM во всем мире. Разница заключается в методологии разработки этой концепции. ISWM стремится интегрировать функциональные элементы и процессы, которые формируют систему управления отходами.
Здесь рассматривается существующая практика управления ТБО в Исфахане, а затем оценивается система ТБО в этом городе в соответствии с концепцией ISWM. Это могло бы стать основой для развития ISWM в Исфахане и других крупных городах Ирана. В последние годы были введены различные рамки для объяснения ISWM.
Исфахан представлен как пионер в практике обращения с ТБО в Иране. Однако в Исфахане все еще существует ряд проблем в области обращения с отходами, которые необходимо решить. Анализ возможностей/проблем для текущей ситуации с системой ISWM в Исфахане предоставляет всеобъемлющую оценку по ISWM.
Наконец, на основе структуры ISWM, предлагаются следующие рекомендации для управления ТБО в Исфахане:
- Сначала муниципалитет Исфахана должен разработать 20-летний план по ТБО. Санитарная свалка с контролем фильтрата является важным компонентом этого плана.
- Должны быть определены план действий на ранний период и краткосрочные цели.
- Оценка эффективности управления ТБО должна проводиться ежегодно в соответствии с 20-летним планом.
- Содействие финансовой устойчивости системы путем повышения платы за пользование в течение 20-летнего плана.
- Обновить существующие правила и усилить их применение.
Основным компонентом потока отходов в Исфахане являются органические вещества, поэтому компостирование может быть подходящим вариантом. Также следует планировать раздельный сбор органических отходов и убедить население принять участие в этой программе, а также развивать рынок компостирования в сельских районах Исфахана.
Необходимо улучшить разделение источников отходов и предварительную обработку в процессе компостирования. Эта мера может повысить качество компостных продуктов, а также положительно сказаться на производительности мусоросжигательной печи.
На мусоросжигательном заводе должно быть установлено соответствующее оборудование для контроля за загрязнением воздуха, включая устройства для контроля за диоксином.
Средства индивидуальной защиты, такие как гигиенические маски и обувь, должны быть приобретены и распространены среди сотрудников системы ISWM.
Утилизация значительно снижает расходы на сбор и захоронение отходов. Поэтому важным вопросом является расширение разделения отходов, подлежащих вторичной переработке. Продвижение вовлечения частного сектора во всю систему ISWM. Повышение осведомленности общественности, а также создание инфраструктуры для облегчения участия общественности.