Найти тему
ВНУТРИ КИНО

Ингмар Бергман. Всевластный и беспомощный гений.

В 1987 году шведский гений выпустил саморазоблачающую книгу, вызвавшую бурный резонанс своей исповедальностью. Едва ли можно назвать "Латерну магику" автобиографией. Книга скорее представляет собой собрание дневниковых заметок, поражающих откровенностью и приглашающих к размышлениям, а-ля "Так говорил Ингмар Бергман". Временами, подобно профессору в "Земляничной поляне", режиссёр предаётся хаотичным воспоминаниям о детстве и юности. О сложных взаимоотношениях со священником отцом и отрицании Бога. Рассказывает о первых сексуальных переживаниях, проблемах со здоровьем и робких шагах в кинотворчестве. Ингмар бесконечно восхищается Стринбергом и свято верит в магию кино. Одаренный самоучка, одержимый театром. Ведомый неутомимым духовным голодом и жаждой впечатлений. Страдающий от депрессий и душевных травм. Всю свою жизнь Бергман боролся с внутренними демонами. Его душили фобии, терзали разочарования и сомнения. Он подозрителен, жесток и принципиален. Всевластный на площадке, беспомощный наедине с собой.

На фото Ингмар Бергман
На фото Ингмар Бергман

Чрезвычайно ценно, что Бергман позволяет заглянуть на съёмочную площадку и щедро комментирует свои работы. Большинство сцен в его фильмах, отражает реальные события. Многие кадры позаимствованы из личной жизни режиссёра или являются результатом наблюдений за окружением. В "Молчании" мы видим город воссозданный из сна Бергмана, а прототипом комнаты любовников в фильме стал гостиничный номер в котором мэтр некогда жил с журналисткой Гун Грут. Прообразы самой Гун можно увидеть во многих героинях Бергмана. Это Марианна в "Уроке любви", Карин в "Женщины ждут" или Агда в "Вечере шутов". Нелёгкое признание и уход от очередной жены режиссёр отразил в "Сценах из супружеской жизни". Идея создания величайшего шедевра "Седьмой печати" посетила творца во время церковной мессы, когда тот рассматривая алтарную живопись заприметил фреску "Смерть, играющая в шахматы". Кстати, незабываемый эпизод финального танца смерти снимался уже после того, как актёры разошлись и в кадре пришлось задействовать переодетых электриков и гримёров. В работе "Фанни и Александр" он обращается к детским воспоминаниям и вскрывает полученные ребёнком душевные раны. Гений не стесняясь называет "Змеиное яйцо" провалом и художественной неудачей, а среди своих главных творений выделяет ленту "Из жизни марионеток". В рассказе об изнуряющей бессоннице и слетающихся между тремя и пятью утра демонах, легко угадываются истоки "Часа волка". Режиссёр наделяет Макса фон Сюдова своими чертами, а беременная по сюжету Лив Ульман, в тот период на самом деле носит ребенка Бергмана. Действие в "Часе волка" разворачивается на безлюдном острове. В реалиях Ингмар незадолго до съёмок также строит дом на берегу острова Форё, планируя поселиться в нём в Лив. В бесконечно интерпретируемом "Ритуале" режиссёр почти дословно использует письмо девушки с которой познакомился в предвоенной Германии. Также, важным ключом к "Ритуалу" можно считать упоминание в исповеди "Вакханок" Еврипида. Бергман непринуждённо подчёркивает, что "Вакханки" свидетельствуют о мужестве разбивать литейные формы. Называя Тарковского величайшим ясновидцем среди кинотворцов, мэтр утверждает, что кино родственно сновидению. Фильм, как ни один другой вид искусства воздействует на чувства и проникает в подсознание. До чего же чудесно, что юный Ингмар Бергман выменял у брата кинопроектор на оловянных солдатиков. Кто знает, как сложилась бы судьба будущего творца без Волшебного фонаря.

Не смотря на скандальность книги, режиссёр очень аккуратно делится подробностями отношений с женщинами. Это легко понять. О его многочисленных браках и веренице романов и без того любят посудачить сплетники. Как говорится, редкий человек способен завидовать молча. Ингмар Бергман не был образцом постоянства и легко поддавался соблазнам. Создавая шедевр, сложно не влюбиться в идеализированный образ героини. Да и сама по себе мистериальная интимность царящая на съёмочной площадке располагает к близости. Выражаясь его словами, кинотворчеству сопутствуют эротические переживания и взаимное обнажение. Главными музами творца были Биби Андерссон, Лив Ульман и Харриет Андерссон. Хотя, в числе его возлюбленных далеко не только актрисы. Некоторых он оставляет за кадром, кого-то упоминает вскользь, кому -то уделяет особое внимание. И здесь его сдержанность несомненно вызывает уважение. Пожалуй, стоит процитировать самого автора:


"Один человек сочинил подробную исповедь. Естественно, дал прочитать своей прежней любовнице. Та ушла в туалет, проблевалась, а потом потребовала вычеркнуть её имя".

Особенно много внимания режиссёр уделяет театральным зарисовкам. Вспоминает как сочинив двенадцать пьесс обрёл место под солнцем. Рассказывает о постановках и о том, как непросто ему пришлось в руководстве театрами. Размышляет о дружбе. Признаётся в бергмановской стеснительности, специфической преданности и подозрительности. А финальным аккордом выбивает землю из - под ног разговором с умершей матерью.

"Латерна магика" - это своего рода ещё и подведение итогов перед преодолением очередного рубежа. Попытка оглянуться дабы проанализировать накопленное, избавляясь от лишнего груза. И аплодируя в бесконечном восхищении, невозможно выразить всей заслуженной Бергманом благодарности. Зрителям гений оставил в дар свои драгоценнейшие работы, творящим последователям бесценные образцы, а в копилки искусства вложил неизмеримый вклад.

Обложка книги "Латерна магика" Ингмара Бергмана
Обложка книги "Латерна магика" Ингмара Бергмана

Вам понравилось? Узнайте больше о кино. Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!