Найти в Дзене
Эспадон

Скорострельный арбалет чо-ко-ну: китайское военное чудо

Еще пару десятилетий назад китайская военная инженерия была интересна лишь узкому кругу историков и культурологов. Однако сегодня влияние «азиатских тигров» на мировую культуру столь значимо, что редкий поклонник военного ремесла не слышал о чу-ко-ну – удивительном многозарядном арбалете. Мы привыкли сравнивать арбалет с луком на предмет практичности в тех или иных боевых условиях. В пользу лука чаще всего говорит не только дальность эффективной стрельбы, но и скорострельность – важный показатель, когда речь идет о крупных баталиях. Вот здесь на сцену и вступает хитроумный азиатский гений, нашедший привычной нам конструкции оригинальное дополнение. Технологии изготовления чу-ко-ну десятки веков. Традиционно изобретение этой разновидности стреломета приписывают генералу Чжуге Ляну, по приказу которого вооружение китайской армии активно модернизировалось на рубеже II-III веков н.э. Однако археологи находили прекрасно сохранившиеся образцы составных частей чу-ко-ну в гробницах времен л

Еще пару десятилетий назад китайская военная инженерия была интересна лишь узкому кругу историков и культурологов. Однако сегодня влияние «азиатских тигров» на мировую культуру столь значимо, что редкий поклонник военного ремесла не слышал о чу-ко-ну – удивительном многозарядном арбалете.

Мы привыкли сравнивать арбалет с луком на предмет практичности в тех или иных боевых условиях. В пользу лука чаще всего говорит не только дальность эффективной стрельбы, но и скорострельность – важный показатель, когда речь идет о крупных баталиях. Вот здесь на сцену и вступает хитроумный азиатский гений, нашедший привычной нам конструкции оригинальное дополнение.

Технологии изготовления чу-ко-ну десятки веков. Традиционно изобретение этой разновидности стреломета приписывают генералу Чжуге Ляну, по приказу которого вооружение китайской армии активно модернизировалось на рубеже II-III веков н.э. Однако археологи находили прекрасно сохранившиеся образцы составных частей чу-ко-ну в гробницах времен легендарного Шихуанди, то есть почти на 600 лет раньше заявленного срока.

Одно движение руки сначала взводило тетиву, а затем спускало ее. При этом болты досылались в ложе под действием силы тяжести
Одно движение руки сначала взводило тетиву, а затем спускало ее. При этом болты досылались в ложе под действием силы тяжести

Так что же такого придумали китайские инженеры? Грубо говоря, они снабдили классический арбалет магазином, вмещающим до 10-15 снарядов. Само по себе это обстоятельство никак не сказалось бы на боевых качествах чу-ко-ну, если бы не одна особенность. Тетиву, пропущенную под коробов, стрелок взводил с помощью удобного рычажного механизма, а болты досылались в ложе с помощью гравитации – принцип, похожий на систему полуавтоматических винтовок. В результате из чу-ко-ну можно сделать до 10-15 выстрелов за то же время, что понадобится для взвода тяжелого европейского арбалета.

Изобретатель Йорг Шправе смастерил мини-модель чу-ко-ну, которая стреляет карандашами из IKEA. С боевым аналогом не сравнить, но конструкция у них совершенно одинаковая

Вы наверняка спросите: если это столь древняя и эффективная технология, почему ее не украли другие народы, активно торгующие с Китаем? Почему прагматичные европейцы не снабжали целые роты арбалетчиков скорострельными орудиями убийства?

Все не так просто. С одной стороны, чу-ко-ну сохраняет часть преимуществ классического арбалета. Он удобен и прост в использовании, и для эффективной стрельбы не нужно тратить долгое время на обучение. Более того: скорострельность китайского арбалета делает его крайне эффективным против больших, плохо защищенных от выстрелов отрядов противника. Заградительный огонь из чу-ко-ну возымеет не только физический, но и психологический эффект – ни одна лошадь не захочет бежать прямиком в ливень из болтов, да и оказаться под ним во время осады – удовольствие сомнительное.

-3

С другой стороны, у такого оружия имеется ряд серьезных недостатков:

Первый, и самый главный – низкая пробивная способность. Со временем броня становилась крепче, средства личной защиты совершенствовались, и арбалетчики делали ставку на силу выстрела. Сравнительно слабый рычаг типа «козья нога» и короткие плечи не позволяли пробивать броню более позднего периода из-за низкой начальной скорости полета болта.

Второй – это отсутствие возможности точно прицелиться из-за массивного короба. Для маломощного оружия попадание в уязвимую точку, по сути, было единственным шансом нанести существенный ущерб врагу. Чу-ко-ну же делает ставку на массированный, но неприцельный огонь. Добавьте к этому тот факт, что при залповой стрельбе каждое движение рычага заставляет оружие дергаться в руках, и картина станет окончательной.

Так что же, китайский арбалет – бесполезная игрушка? Вовсе нет. Как отмечают историки, вероятнее всего его эффективность, ввиду невысокой дальности полета стрелы, была ограничена оборонительными позициями. Но узких коридорах, в битвах на стенах, при обороне ворот и мостов возможность посылать во врага целые очереди снарядов была чрезвычайно полезной. Некоторые предполагают, что тактика залпового огня неплохо сработает против монгольской конницы, ведь куда проще попасть по множеству движущихся целей из скорострельного оружия. Наконец, для большей смертоносности болты часто смазывали соком аконита, так что даже слегка оцарапав кожу, он мог нанести врагу ущерб.

Были и стационарные, более тяжелые версии чу-ко-ну, сравнимые по эффективности с тяжелыми арбалетами Европы
Были и стационарные, более тяжелые версии чу-ко-ну, сравнимые по эффективности с тяжелыми арбалетами Европы

В заключение, вот вам интересный факт. Как пишет исследователь Ральф Сойер, примерно к 180 году н.э. Ян Сюань, Великий Защитник Линлинга, попытался подавить активную деятельность повстанцев весьма оригинальным способом. Он загрузил несколько десятков повозок мешками с известью и установил на них многозарядные арбалеты, механизм которых был связан с колесной осью. Развернув повозки по ветру, он приказал вспороть мешки, отчего облака известковой пыли понеслись в сторону нападающих – а затем приказал стегать лошадей. Лишенные всадников, они понеслись прямо на позиции врага, посылая во все стороны беспорядочные выстрелы. В результате возникла паника и давка, а растерявшиеся повстанцы открыли ответный огонь в целях самообороны, попадая по собственным позициям. Атака удалась на славу: пусть повозки и не сравнились в эффективности с подготовленными арбалетчиками, но враг был сокрушен морально, так что армии Яна оставалось лишь добить отступающих.