Что говорит нам развитие искусства о том, как мы воспринимаем мир?
В значительной степени искусство имеет свой собственный импульс и движется вперед, как в результате того, что новые художники привносят в мир искусства новые концепции и техники, так в результате использования новых средств, для выражения своих идей. Искусство также является отражением общества, которое его производит, и по мере того, как оно меняется, меняется и наше мнение о воплощении художественных образов. Таким образом, изучая художественные достижения мы можем многое узнать о мировоззрении различных народов - будь то исторические эпохи или их география.
Переход от двумерного искусства к перспективному искусству
Одним из самых больших прорывов в технике изобразительного искусства было включение перспективы в рисунки, картины и фрески. Перспектива помогла перевести искусство от довольно двухмерного облика - одной из характеристик средневекового искусства - к гораздо более реалистическому виду, который, в свою очередь, был одной из характеристик ренессансного искусства 15 и 16 веков.
Изменения в технике изображений не происходили в одночасье, они предпринимались и раньше. Например, правила перспективы были известны византийцам в 11 и 12 веках, а итальянский художник Джотто ди Бондоне использовал перспективу уже в 13 веке, но только в 14 и 15 веках техника была по-настоящему «освоена».
Художники эпохи Возрождения полагались на тщательное толкование законов перспективы, изложенных греческим математиком Евклидом (родился около 300 года до н.э.), чтобы правильно ее изображать.
Повторное использование классических знаний было одной из причин, по которой мы называем этот период Возрождением или «Ренессансом». В это время, как новые знания, полученные из Константинополя после захвата его турками в 1453 году, так и заново открытые классические знания были возвращены в искусство.
Кроме того, это многое говорит о геополитике того времени. Перспектива была впервые успешно применена художниками Италии - в частности, Флоренцией. Это свидетельствует о культурном значении данного региона в то время, когда купцы и художники создавали Италию как богатейшую ряд городов-государств в мире.
Наконец, эпоха Возрождения была временем появления личности, после общего чувства общности средневековья. Произведения искусства, такие как великие соборы, являются проектами, разработанными и осуществляемыми не одним человеком, а совместно, целыми группами. Психологический облик людей основывался на идее быть безликим членом толпы. Перспектива буквально позволила художникам «выпрыгнуть» со страницы, более эффективно, чем когда-либо, проецируя свои идеи в сознание своей аудитории.
Пьесы Шекспира
Пьесы Шекспира - зеркало в психику общества конца 16 - начала 17 веков.
Его самая известная пьеса «Гамлет» содержит много тем и концепций, показывающих, как менялись взгляды людей, и часто включает в себя сложные идеи, которые мы обычно связываем с более поздними философскими традициями.
Это становится очевидным с самых ранних этапов пьесы, когда Гамлет говорит одному из охранников на стенах замка Элизабет:
Горацио, на небе и на земле есть еще больше вещей, чем вы мечтали в своей философии.
Мысль, допускающая различные реалии и взгляды на мир, развивается позже в пьесе, когда Гамлет говорит Розенкранцу: «Нет ничего хорошего или плохого, но мышление делает это таковым». Сама концепция мысли обязана своими идеями Стоической философии. Знаменитое высказывание Гамлета «Быть или не быть» посвящено экзистенциальному кризису, типичному для театра Жана-Поля Сатра в конце 20-го века, сравнивая его действие с существованием и бездействием до смерти.
К концу спектакля Гамлет произносит эту речь:
Что за работа - человек, как благороден в разуме, как безграничен в талантах, как выразителен и восхитителен в форме и движении, в действии как ангел, в понимании как Бог! Красота мира, образец животных - и все же, для меня, что это за квинтэссенция праха? Человек не радует меня - ни женщина, ни ваша улыбка, хотя, кажется, вы так говорите.
Это отражает тот факт, что многие мыслители эпохи Возрождения - в частности, французский писатель Монтень - подвергали сомнению предположение о том, что человек создан Богом по образу и подобию и способен сам выбирать свою природу. Вместо этого, персонажи в Гамлете попали в ловушку своей природы, и не в состоянии избежать своих инстинктов и личностей.
По словам Монтеньо:
Можно ли представить такое смешное, как это жалкое и убогое существо, которое не так много, как хозяин самого себя, подвергается разоблачениям и оскорблениям всех вокруг, и все же смеет называть себя Хозяином и Императором.