От гор Шварцвальда на западе до Черного моря на востоке, почти три тысячи километров течет Дунай. Возле самой середины, чуть ближе к устью, нежели к истоку, в него впадает река Сава. В шестидесяти километрах выше места слияния, а если следовать меандрам реки, то и все сто тридцать наберется, на берегу Савы стоит город Сремска Митровица.
Первые следы поселения в этом месте археологи относят к четвертому веку до нашей эры. Были это кельты, или иллирийцы, или же они дружили семьями - вопрос пока что остается открытым. Поселений что тех, что других в окрестностях хватало. Правда, осталось от них не так много, поскольку где-то на рубеже нашей эры все этническое разнообразие неторопливо, но основательно накрылось Римской империей. По крайней мере, Плиний Старший в своей «Естественной истории» упоминает уже существующий «город Сирмий, где община сирмиентиев и амантинов». Да, это он и есть.
Современное название города составлено из искаженного латинского Сирмия - Срема, теперь так называется довольно обширная область между Савой и Дунаем; Митровицей же город назвали в честь великомученика Димитрия Солунского, казненного в начале четвертого века то ли здесь, то ли в греческих Салониках. Во всяком случае, базилика святого Димитрия в городе есть, это католический кафедральный собор, построенный в начале XIX-го века.
Здесь действительно родилось десять римских императоров, имена их можно посмотреть прямо в Википедии. И еще несколько, первым из которых был философ на троне, Марк Аврелий, сделали Сирмий одним из основных мест своего пребывания. Возможно, просто из самосохранения, ибо в самом Вечном Городе жизнь не только императора, но и вообще достаточно заметного в обществе гражданина слишком часто прерывалась насильственным образом. Впрочем, вполне достаточным окажется и то объяснение, что отсюда было гораздо ближе до вечно неспокойных германских провинций. Значение города было столь велико, что поздние римские историки именовали Сирмий «Преславной матерью городов».
Когда Римская империя прекратила свое существование, на город хлынули волны великого переселения народов. Остготы. Гунны. Гепиды. Авары. По всей видимости, именно с расцветом аварского каганата на Балканах началось широкое расселение славян. Авары бесследно исчезли в пучине времен, зато славяне живут здесь по сию пору. Власти же продолжали меняться. Византийцы. Венгры. Австрийцы.
Кстати говоря, австрийцы, которым позарез было нужно лояльное население на границе с Высокой Портой, пока турецкая угроза оставалась актуальной, проводили вполне взвешенную национальную политику. Но только после Первой Мировой, с распадом Австро-Венгрии, Митровица стала частью национальных славянских государств: впрочем, и их за прошедший век сменилось в зависимости от способа подсчета от четырех до семи. Это Балканы...
Современная Митровица смешала в нынешнем облике приметы богатого событиями прошлого. Прикрытые современным ангаром развалины римского дворца соседствуют со зданиями австро-венгерской постройки, архитектурными памятниками брутализма брежневских времен и, стоит лишь немного отойти от центра, традиционными сербскими домиками.
Так случилось, что это мой первый пост на канале. Но уверяю вас, не последний. До новых встреч!