Раскручивая нить своих размышлений, постепенно, но властно поворачивает слушателей лицом к вещам для него очевидным, Фидель увлекает своей логикой.
- Если бы мы начали платить хирургу за количество операций? – спрашивает Фидель. ( а ведь мы практически уже пришли к этому, вспоминаю я наши хозрасчетные медицинские центры, кооперативы, возникающие, как грибы после дождя)
И отвечает: тогда бы мы начали создавать условия, чтобы хирург ежедневно делала по двадцать операций любого типа, даже когда они не нужны. В таком случае его не интересовало бы даже смерть в результате его «ударного труда». Хотя в противовес могут быть введены… премии за спасение жизни. Аудитория начинает понимать, куда клонит ее любимец, взрывается смехом.
А Кастро продолжат ставить вопросы:
- Какую зависимость между трудом и зарплатой могли бы мы установить в наших больницах или в системе семейных врачей? Как можно определить рентабельность поликлиники? Какую зависимость труда от зарплаты мы можем установить учителю. Платить ему за успевающих учеников?
Из книги Евгения Жаплова "Куба. Сезон дождей" 1989 год
И отвечает строго, как бы ставя точку в этой дискуссии:
- есть важнейшие сферы нашего общества и революционные задачи, к которым невозможно применить ни один из этих механизмов. Да, мы должны позаботиться, чтобы труд врача, педагога хорошо оплачивался, чтобы они могли вести достойную жизнь. Но разве мы получим хороших специалистов, если будем платить по две тысячи песо в месяц? Разве можно добиться любви к работе, ответственности только за деньги?
У нас нет альтернативы кроме политической работы, которую надо начинать с детства, с пионерского возраста. Давайте будем создавать традицию, настоящую традицию настоящей работы. И формировать коммунистическую сознательность у работников
Стоп! Кажется, снова заклинания, снова навязшие с времен застоя громкие, ни к чему не обязывающие слова?
Но Фидель не дает возможности для скепсиса:
- Что такое семейный врач? На мой взгляд, семейный врач это уже н а б р о с о к ( разрядка моя – авт.) человека коммунизма, потому что он работает хорошо и работает много…
В этой части приходится снова согласиться с оратором: аргумент более чем убедительный. Развитие института семейных врачей – одно из приоритетных направлений кубинского здравоохранения.
еспублика добилась потрясающих результатов: детская смертность уже в 1986 г. Была одной из самых низких в мире – 14 случаев на 1 000 новорожденных. И это в то время, когда в соседних латиноамериканских странах ежегодно умирает 100-150-200 младенцев из каждой тысячи родившихся живыми! А вспомним со стыдом свои «показатели», согласно которым мы находимся на 35 (!) месте, где-то по соседству с многострадальной Эфиопией.
Вспомним и еще раз убедимся в обветшалости лозунга «Все лучшее – детям!», который мы декларировали долгие годы, не замечая хилой болезненности нашей смены, переполненных детсадов и школ, густеющей сети детдомов, специнтернатов для инвалидов детства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: