История Золотой Орды середины XIV века бесспорно очень привлекательна для художественной литературы. Нельзя сказать, что к ней совсем не обращались. Даже можно сказать, что она была довольно популярна. Только крутилось в этих произведениях всё обычно вокруг Куликовской битвы. Сама Орда была, как говориться, с боку припёка.
Про снятый недавно про те времена фильм «Орда» я вообще молчу. Уж лучше бы про Куликовскую битву.
А ведь какое было интересное время.
Не буду, в который уже раз тревожить тени великих: митрополита Алексея, хана Джанибека, Тайдулы. Давайте вспомним о том, что является главной частью любого художественного произведения – о жизни. В данном случае о жизни наших краёв в середине XIV века.
Что, например, было главным событием, занимавшим умы всех без исключения людей того времени? Чума! Страшная эпидемия, прокатившаяся по всей Европе и Ближнему Востоку с 1346 по 1353 годы. Опустели целые города.
Можете себе представить пустой город. Уцелевшие сбежали, бросив всё имущество. Умершие так и остались лежать в пустых домах, нередко полных богатств. Испуганные путники, боязливо обходящие стороной выморочные посёлки.
Ничего не напоминает? Чернобыльскую зону, например.
Кстати, неимоверно возрос интерес к религии. Что, кстати не подняло автоматически авторитет церквей и священнослужителей, а наоборот стало благоприятной почвой для идеологических разногласий и даже ересей.
Рухнуло в одночасье всё. Традиционные торговые и дипломатические связи, целые отрасли экономики.
Из-за прекращения притока тюркских, славянских и прочих поволжских рабов сменилась даже династия в далёком Египте. Там к власти пришли мамелюки, выходцы с Кавказа.
Теперь представьте, какую прекрасную возможность даёт эпоха для автора приключенческого романа или исторического детектива. Мёртвый город посреди степи или леса. Хотя города Золотой Орды вряд ли обезлюдели, как в Европе. Стен не было, жили широко, скученности не было. Кварталы и усадьбы отстояли друг от друга на расстоянии. Хотя сами кварталы и были окружены нередко стенами и, возможно, некоторые из них действительно обезлюдели.
А вот затерявшийся в степи постоялый двор, полностью вымерший – это уже в рамках исторической правды.
Сколько народа тогда сорвалось с места, круто поменяв свою жизнь. Купцы, воины, учёные. В такой человеческой кутерьме могло случится всё, что угодно.
При всём том жизнь продолжалась. Влюблялись, если, пили, дрались, воровали, сводили старые счёты. Кто-то пытался спасти остатки старого, кто-то пытался начать новое.
А какое разнообразие культур!
Я сам как то пробовал начать писать повесть о той эпохе – так голова кругом пошла.
Можете представить себе тогдашний золотоордынский город? А вы попробуйте.
Еврейский квартал, армянский квартал, русский квартал, итальянская фактория. А ещё татары, арабы, кавказцы. Да ещё и между собой делятся. Итальянцы по городам, русские по княжествам, мусульмане по религиозным направлениям. При этом у каждого свои судьи и самоуправление. Прибавьте сюда язычников.
В одних кладбищах запутаешься. У каждого оно своё и везде свои порядки. Один свинину ест, другой конину.
И всё это прекрасно уживается, общается, дружит, торгует.
Вот вам реальная картинка из исторической хроники, а не из художественного произведения.
Когда в Орде была страшная засуха пришла в Сарай колдунья и пообещала вызвать дождь. Плату определила 2 дирхема с 3-х человек. Причём деньги эти предстояло платить мусульманскому кади. В случае, если дождь бы не пошёл, он должен был раздать всё обратно.
Читая эту историю, я, почему-то вспомнил сразу бабушку Меланью, совершенно бесплатно вызывавшую для нас дождь в древнем чувашском капище под Смолькино.
А какой щедрый выбор героев!
Например, купец-москательщик, торговец благовониями. А это самая изысканная клиентура в виде богатых дам, князе церкви, нуждающиеся в ладане и сырье для миро, лекари.
Или работорговцы. Уже совсем другие связи и способы ведения дел. Другой товар, другие нравы, другая клиентура. Зато, какие возможности для человеческого общения, извините за цинизм.
Менялы. Это уже вам и алхимия (нужно хорошо уметь определять содержание драгоценных металлов), и политика (нужно хорошо знать чья монета почём, не применительно к её реальному весу).
А XIV век ещё и пора поэзии, золотое время для философов и литераторов.
Всё это на улицах золотоордынского Сарая, где рядом мог оказаться генуэзец, читавший Оккама и Бэкона, мусульманский суфий и жрец из мордовских лесов.
Жива ещё была золотая Византия, не выветрилась память о китайских караванах, привозивших шёлка и фарфор к берегам Волги.
Время героев романа «Имя розы».
Собственно и меня каждый раз одолевает эта тема, когда я в очередной раз заглядываю в этот роман. Или в «Тысячу и одну ночь».