В 1846 году королева Виктория устроила костюмированный бал в стиле 18-го века. Чтобы решить эту проблему, придворные стилисты были вынуждены искать последних живых сапожников, занимающихся изготовлением высоких деревянных каблуков – это было вымершим искусством. Во времена популярности плоской обуви, вероятно, не ожидалось, что через несколько десятилетий каблуки вернутся и снова покорят рынок обуви почти на 100 лет.
Стоит помнить, что история обуви складывалась несколько иначе, чем судьба женских платьев. За исключением нескольких экстравагантных моделей, связанных с конкретными социальными классами или профессиями, один и тот же крой носился десятилетиями, и длинные юбки не поощряли эксперименты в этой области. Обувь часто была унисексом, не говоря уже о разнице между левой и правой ногой, которая не менялась до второй половины XIX века. В магазинах обуви, предлагающих широкий ассортимент, это относительно недавнее изобретение.
Поэтому, оглядываясь назад, вы не можете говорить о туфлях на высоком каблуке как о легко доступной альтернативе модным туфлям или обувью, которую, как и сегодня, женщины надевают в особых случаях.
Само начало высоких каблуков было прочно связано с мужским гардеробом. Одно из первых упоминаний касалось каблуков, которые были созданы специально для персидских конных воинов и служили для лучшей фиксации ноги в стремени. Благодаря каблукам солдаты могли также опираться на стремена и вставать, чтобы использовать оружие более эффективно. Это практическое использование каблука также в какой-то степени проникло в Европу в виде кожаных сапог для верховой езды, которыми пользовались как мужчины, так и женщины.
В Европе интерес к каблукам, вероятно, был вызван влиянием восточной культуры. В 17-м веке каблуки появились в мужской моде. Первые каблуки были высотой около пяти сантиметров, они были довольно массивными и часто окрашивались дорогой красной краской, согласно тогдашней моде, которая во Франции ограничивалась только королевским двором.
Восемнадцатый век принес дальнейшее развитие мужских и женских каблуков, которые также достигли беспрецедентных высот. Большие рамки, так называемые панировочные сухари или роговицы, которые носили под платьями, отражали юбку на ногах и позволяли время от времени моргать ногам женщины, что, в свою очередь, способствовало увеличению декоративности обуви. Каблук уменьшил след ноги женщины, предполагая, что она тоньше, чем есть на самом деле – не зря самая известная версия сказки о Золушке была написана Шарлем Перро на рубеже 17 и 18 веков!
Первая половина 18-го века была определенно временем безраздельного правления высоких каблуков, по крайней мере, когда дело доходило до высокой моды. Низкие социальные слои определенно не могли позволить себе такой непрактичный гардероб, как высокий каблук, хотя в более дешевой обуви он появился в низком исполнении.
Чем ближе конец 18 века, тем тоньше и выше каблук в женской обуви. Он достиг максимальной высоты на рубеже 70-х и 80-х вместе с недолгой модой для платьев с более короткими юбками, полностью раскрывающими ступни; затем оно постепенно уменьшалось и в конце XIX века окончательно исчезло на несколько лет. Возможно, как пудры, он был слишком сильно связан с падшей французской аристократией и старомодными идеями. Плоская обувь также лучше подходила для здорового, активного образа жизни, который начал пропагандироваться на рубеже веков. Или, может быть, на каблуках снова выиграли длинные юбки? Наконец, по веской причине каблуки снова вернулись в середине века.
В конце 19-го века каблуки стали такой неотъемлемой частью женского гардероба, что туфли на плоской подошве обычно носили только молодые девушки (кроме спортивной обуви). Стоит отметить, что лишь немногие модели девятнадцатого века смогли достичь высоты своих предшественников восемнадцатого века. Однако в начале двадцатого века на таком высоком каблуке были туфли, которые в значительной степени опирались на узоры более 100 лет назад. Обувь «в стиле Людовика» относится к стилю рококо не только с более высоким каблуком, но и в пастельных тонах, с богатой вышивкой или пряжками. Можно сказать, что винтажный стиль царил и в обуви.
20-й век стал свидетелем различных экспериментов и революций в области женских каблуков – от каблуков 1950-х годов до футуристических авангардных моделей 90-х годов. Многое изменилось в восприятии каблуков: благодаря медицине мы знаем влияние различных типов обуви на позвоночник и тело, а также стереотип сочетая каблуки с тщеславием и слепо следуя моде, он медленно впадает в забвение. Мы также горячо обсуждаем, есть ли место для мужской моды на каблуки, так как они изначально пришли оттуда. Интересно, что неприметный элемент обуви может вызвать столько споров!
Я часто ностальгически просматриваю старые каталоги обуви, которые – хотя, возможно, и менее удобные и адаптированные к форме стопы, чем современные – имели некоторую мягкость в их форме.
Палец вверх, если вам понравилась статья и подписывайтесь на мой канал.