Найти тему

«БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ЭТОМ, НО МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ПРОШЛОМ»

У ВЛАДИМИРА ПУТИНА СТАЛИ ПРОСКАКИВАТЬ ЧЕРНОМЫРДИНСКИЕ НОТКИ 

Основное событие недели − XI ежегодный форум, проводимый банком «ВТБ Капитал» «Россия зовет!», в котором традиционно участвуют российские чиновники высокого уровня, представители российского и иностранного бизнеса, международные эксперты и руководители крупных международных компаний.

Пленарная сессия называлась «Мосты над волнами деглобализации». На трибуне итальянская предпринимательница, публика слушает рассеянно. Суть выступления в том, что инвестициям в Россию по-прежнему мешают санкции. 

В этом зале, возможно, мешают. Но стоит сменить зал на пространство заводских цехов, сразу убеждаешься – там не очень мешают. Мне доводилось видеть собственными глазами, как в той же Тюмени итальянцы, американцы, японцы, южно-корейцы наперебой предлагали технологическое оборудование – только возьми! Можно, конечно, сказать, что оборудование и инвестиции – это не одно и то же. И я соглашусь: инвестиции имеют разные формы. 

Вот и Владимир Путин говорит (цитата по РИА Новости): 

«Судя по динамике фондового рынка, российские активы, отечественные производители, компании и их возможности вызывают высокий интерес у наших коллег, у наших партнеров, у инвесторов <…> Важно, чтобы интерес к финансовым активам трансформировался в инвестиции, в реальные активы, в открытие новых производств и рабочих мест, в основание перспективных рыночных ниш». 

Самое интересное наступает, когда сказанное президентом сбывается, причем не на уровне олигархов, а на уровне обычных директоров. Иностранцы входят в совместное производство с российским партнером не деньгами, а технологией и оборудованием (самая привлекательная для нас форма инвестиций). И мешают им не только (и, может, не столько) санкции (Южная Корея их вообще не вводила), сколько наши «сборы – поборы». Попробуй-ка, объясни тем же итальянцам, что ты заплатил налоги, которых в Налоговом кодексе нет! 

Тем временем глава ВТБ и модератор Андрей Костин вдруг делится своей болью насчет затопленной Венеции: 

– Это же мировое наследие! Мы все любим там бывать… 

И весь форум ВТБ в полутемном зале без риска быть засеченным сочувственно кивает (большинство-то мысленно, но все-таки, конечно, кивает): «Очень любим…» 

Да, они это любят, живописует «Коммерсантъ». 

Один из спикеров на сцене, американский миллиардер Кен Моэлис, начинает говорить, но вдруг спохватывается: 

– О, я умолкаю, кажется, сейчас придет тот, кого мы все ждем… 

И еще один модератор его поддерживает: 

– Давайте подождем главного спикера в тишине! 

Тишине исполняется четверть часа, прежде чем главный спикер Владимир Путин появляется на сцене. И сразу выясняется много хорошего: 

– Несмотря на снижение темпов глобального роста, в России сохраняется позитивная экономическая динамика, – рассказывает он. – В прошлом году прирост ВВП составил 2,3%. За три квартала текущего года он скромнее – мы это все с вами хорошо знаем – 1,1%. Но со второго полугодия, по оценкам Минэкономразвития, отмечается определенное ускорение роста! 

То есть Россия не зря зовет. Основания-то вроде есть: 

– Что касается рынка труда, то сокращается безработица. В среднем за январь − сентябрь она составила 4,6% экономически активного населения. Это самое низкое – я хочу это подчеркнуть – самое низкое значение в современной истории России. Особое внимание хочу обратить на динамику инфляции. Текущий рост потребительских цен – 3,6%, а в начале будущего года мы вполне можем увидеть цифру в 3% и, может быть, даже ниже. 

Выходит, мы большие молодцы, но как бы низкая инфляция не перешла в дефляцию. 

– Вместе с тем снижение инфляции происходит быстрее, чем мы ожидали, и здесь есть определенные риски для оживления экономики, для динамики совокупного спроса, − соглашается Путин. − Нужно, и мы будем держать этот вопрос, разумеется, на постоянном контроле, в постоянном контакте по этому вопросу будем находиться с правительством, Центральным банком, уважая их предусмотренные законом права и предусмотренную законом независимость. 

Видимым результатом должно стать увеличение несырьевого экспорта! – продолжает Путин. − Напомню, перед правительством поставлены конкретные ориентиры на этот счет. Для этого в российской экономике мы ставим задачу запустить новый инвестиционный цикл, выйти на ежегодный объем вложений в основной капитал – 25%, а в перспективе – 27% ВВП! 

Мне снова хочется вставить свои пять копеек – про утилизационный сбор. К примеру, на свинцовые аккумуляторные батареи в Казахстане он в 12 раз выше, чем в России, поэтому их продукция беспрепятственно поставляется к нам, а наши если и идут туда, то гораздо в меньше количестве – с 2016 года после введения утилизационного сбора объемы поставок аккумуляторов из России в Казахстан уменьшились в 6 раз. Завод дважды принимал участие в совещаниях в Минприроды РФ с предложением о выравнивании размеров утилизационных сборов, поскольку и Россия и Казахстан находятся в составе ЕАЭС и единой таможенной зоне, генеральный директор завода неоднократно обращался с письмами в Правительство РФ, чтобы исправили несправедливость – и тишина!

А что касается инвестиционного цикла, то машиностроительные предприятия развивают производство за счет собственных оборотных средств – банковский процент не потянуть, он превышает рентабельность. И санкции им скорей помогли, чем помешали, поскольку потребитель вдруг стал патриотом. Причины, понятно, экономические, но экономика применительно к производству – она везде, куда ни ткни. 

Вот и президент отмечает (цитата по РИА Новости): 

«Сделан очень серьезный, большой шаг в повышении нашего экономического и технологического суверенитета. И в этом смысле все эти ограничения пошли на пользу нашей экономике». 

Далее последовали вопросы, почти не требующие ответов: почему так вырос в последнее время «Газпром», нужно ли и дальше выполнять Парижские соглашения, и не надо ли отказываться от углеводородов. 

– Наша цивилизация развивается достаточно активно, − отвечал Путин. − Никто не хотит (это в спешке, в спешке, сейчас все вдруг стали обращать внимание на русский язык), чтобы в конечном итоге как результат этого развития все мы опять оказались в пещерах. Либо в результате экологического коллапса, либо в результате других непредвиденных обстоятельств. Мы в России хотим, чтобы наш баланс оказался как можно более зеленым. Пренебрежение таким самым чистым углеводородом, как газ, является странным! Потому что это самый чистый углеводород! Человечество может опять оказаться в пещерах по причине того, что не будет ничего потреблять. Всю энергетику свести к нулю или полагаться на энергию солнца, ветра, приливов. Технологии таковы, что без углеводородного сырья, без атомной энергетики, без гидроэнергетики человечество не сможет выжить. У тех, кто продвигает идеи подобного рода, вступают в силу даже не интересы подавляющего большинства стран мира в борьбе за экологию, а конкурентные интересы тех, кто продвигает соответствующие идеи на мировом энергетическом рынке! Эти люди ловко встраиваются в сегодняшние тенденции общественного сознания и пытаются ввести всех нас в какой-то блуд и заблуждение! 

Заблуждение и блуд, конечно, не одно и то же, но мне куда приятнее слушать практиков типа Путина, чем гладкие речи бухгалтеров правительственного финансового блока, поскольку практики легко переводятся с русского на русский, а этих не знаешь, как и перевести. 

– Вы работу Центрального банка признали удовлетворительной, – спрашивает Андрей Костин.– Это значит, вы им тройку поставили? 

– Это смотря по какой системе, – качает головой Путин.– Может, по трехбалльной, тогда это будет «отлично». 

– А то они расстроятся потом, будут переживать. 

– Нет, не расстроятся,– успокоил Путин.– Они там крепкие девушки и ребята. Нет, не расстроятся. 

– Хорошие там, да…– соглашается Костин. 

Вскоре, отвечая на вопрос американского бизнесмена об отношениях с США, Владимир Путин выдал интересное наблюдение. Он говорил про то, что «мировой ВВП все равно растет и расти будет»: 

– Это к бабке не ходи! Это совершенно очевидный факт! Даже несмотря на торговые войны между Китаем и США, тем более что в ближайшее время даже с учетом политического календаря в Соединенных Штатах никто там не заинтересован в обострении торгово-экономических отношений между США и Китаем. Никто не заинтересован! Выборы впереди! Стабилизировать надо ситуацию! 

Другому американскому бизнесмену Путин объяснял разницу между Советским Союзом и Евросоюзом (она есть, причем существенная), следующего убеждал, что темпы экономического роста в России, в отличие от общемировых, «больше, чем в этом, но меньше, чем в прошлом», но они растут, а не падают (цитата из «Коммерсанта»). 

Прямо-таки черномырдинские нотки. Вот бы снова найти такого парня, дабы он возглавил правительство. Но, как говаривала моя однокашница, в недавнем прошлом федеральная чиновница, весьма успешно работавшая на этом поприще «по графе мозгов»: «Ты ждешь, что появится второй Черномырдин, так знай: сейчас таких не делают». Что-то мне подсказывает: вот-вот начнут делать – пора. Хотя, должен признать, в наших разговорах за чашкой кофе обычно была права она, а не я. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ , обозреватель "Тюменской правды" (региональная правительственная газета, которая издается с 1918 года)

Евгений КРАН /рис./

http://tyum-pravda.ru/2019-11-28/bolshe-chem-v-etom-no-menshe-chem-v-proshlom