Найти в Дзене
Всякие штуки

Забытая фигура русского конструктивизма - Алексей Ган

В Москве новую станцию Хорошёво украшают фамилии деятелей русского авангарда. Это первая станция столичной подземки, оформленная в духе творчества двух крупнейших художественных течений начала XX века — супрематизма и конструктивизма.

Восточный вестибюль посвящен супрематизму, его основателю Малевичу и лучшим представителям Родченко, Поповой, Экстер и т.д. Западный вестибюль посвящен конструктивизму – Мельников, братья Веснины, Гинзбург, Голосов, Леонидов, Ладовский, и т. д.

А их коллега, Алексей Ган, в этот список не попал.

4izmerenie.ru
4izmerenie.ru

Впервые про Гана я узнала на учебе, выбирали темы для верстки брошюр, мне выпал он. Облазив весь интернет, прочитав кучу сайтов, я нашла лишь скудные сведения об этом человеке. Его имя предали забвению на долгие годы по решению властей.

4izmerenie.ru
4izmerenie.ru

Алексей Ган - один из ведущих деятелей конструктивизма, стремился заменить традиционные виды творчества дизайном и кино. Активно экспериментировал в области полиграфии и кинематографа.

Дружил с Родченко, Варварой Степановой, Тышлером, Кулешовым, Элем Лисицким, Стенбергами, Телингатером.

Издавал журнал «Кино-фот» (1922—1923), был членом «Общества современных архитекторов». Оформлял как художник журнал «Современная архитектура» (СА), был членом его редколлегии.

Алексей Михайлович Ган
Алексей Михайлович Ган
А.Б. Коноплев (внук жены Гана со слов своей матери) пишет: «Общим словом «художник» не определить точно профессию Гана, а вошедшее в нынешний обиход понятие «дизайнер» недостаточно применительно ко всему тому, что входило в круг его трудов и интересов».

Прочесть воспоминания о Гане можно здесь.

Обложка журнала "Современная архитектура". Дизайн Алексей Ган
Обложка журнала "Современная архитектура". Дизайн Алексей Ган
Заседание редколлегии журнала «Современная архитектура», 1926-27
Заседание редколлегии журнала «Современная архитектура», 1926-27

На даче архитекторов Весниных. Слева направо: С. Маслих, М. Гинзбург. А. Ган (вверху), А. Веснин, Г. Орлов, Г. Вегман.

Журнал "Современная архитектура"
Журнал "Современная архитектура"

В 1922 году Ган издает брошюру «Конструктивизм» — свой теоретический труд о конструктивизме. Хотя бы за это его стоило упомянуть среди коллег!

"Конструктивизм", Алексей Ган. Тверское издательство, 1922. — 70с.
"Конструктивизм", Алексей Ган. Тверское издательство, 1922. — 70с.

В «Конструктивизме» он «объявляет о смерти искусства в его традиционных формах и провозглашает торжество конструктивизма — детища индустриальной культуры».

[Содержание]

  • Революционно-марксистская мысль на словах и падагризм на деле.
  • Искусство — продукт общественной жизни „припадающих“ поколений.
  • Конкретные общественные явления — продукт практической человеческой деятельности.
  • Надо понять, что такое на деле новая идеология.
  • От спекулятивной деятельности искусства к социально осмысленному художественному труду.
  • Тектоника. Фактура. Конструкция.
  • За интеллектуально-материальное производство коммунистической культуры борется наш конструктивизм!
  • Конструктивизм на Западе.
 "Конструктивизм", Алексей Ган. Тверское издательство, 1922. — 70с.
"Конструктивизм", Алексей Ган. Тверское издательство, 1922. — 70с.
 "Конструктивизм", Алексей Ган. Тверское издательство, 1922. — 70с.
"Конструктивизм", Алексей Ган. Тверское издательство, 1922. — 70с.

Смотрите, какая интересная верстка. И все это вручную, использую наборные элементы в типографии!

Мне очень нравится его верстка. Чистая, строгая, но динамичная.

Обложка книги «Да здравствует демонстрация быта». Автор книги и дизайнер Алексей Ган, 1923
Обложка книги «Да здравствует демонстрация быта». Автор книги и дизайнер Алексей Ган, 1923

Обложка журнала «Техника и жизнь», № 19. Дизайн Алексея Гана
Обложка журнала «Техника и жизнь», № 19. Дизайн Алексея Гана
Рекламная страница журнала «Техника и жизнь» № 10. Дизайн Алексей Ган и Александр Родченко,1925
Рекламная страница журнала «Техника и жизнь» № 10. Дизайн Алексей Ган и Александр Родченко,1925
Кинодиспуты кинооков и конструктивистов (1920-е г.г.). Дизайн Алексей Ган
Кинодиспуты кинооков и конструктивистов (1920-е г.г.). Дизайн Алексей Ган

Помимо плакатов, Ган пробовал себя в промышленном дизайне.

Деревенский киоск. Проект — макет. Дизайн Алексей Ган
Деревенский киоск. Проект — макет. Дизайн Алексей Ган
Складной лоток для уличной торговли. Дизайн Алексей Ган
Складной лоток для уличной торговли. Дизайн Алексей Ган
Арматура улицы. Складной станок с лотком для уличной торговли папиросами или бумагой и писчебумажными принадлежностями. Улица так же как и квартира требует рабочей обстановки. Конструктивизм и сюда должен направить свое внимание и наблюдать за бытом улицы. Станок сделал в 1922 году Алексей Ган, для Моссельпрома.

Кадры из фильма «Остров юных пионеров» Алексея Гана (журнал «Смена» № 11, 1924)
Кадры из фильма «Остров юных пионеров» Алексея Гана (журнал «Смена» № 11, 1924)

Ган даже снял фильм! В 1924 году. Материалом для агитфильма была выбрана жизнь пионеров. Фильм демонстрировался на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. К сожалению, не дошел до наших дней.

Гана немного фотографировал Александр Родченко.

Алесей Ган, 1924 год. Фото Александр Родченко
Алесей Ган, 1924 год. Фото Александр Родченко

Алесей Ган, 1924 год. Фото Александра Родченко
Алесей Ган, 1924 год. Фото Александра Родченко

А на знаменитой фотографии Родченко и Степановой на заднем плане обложки журнала, который оформлял Ган.

Александр Родченко и Варвара Степанова, 1920 год
Александр Родченко и Варвара Степанова, 1920 год

Между 1933-м и 1935-м Ган отправился на Дальний Восток, в Хабаровск, для работы над оформлением порта. Примерно в это же время он начинает открыто ругать власть и Сталина. Это поставило точку не только в его карьере, но и в жизни.

Ган был арестован 25 октября 1941 года. Расстрелян в сентябре 1942 года. Реабилитирован в сентябре 1989 года.