В Москве новую станцию Хорошёво украшают фамилии деятелей русского авангарда. Это первая станция столичной подземки, оформленная в духе творчества двух крупнейших художественных течений начала XX века — супрематизма и конструктивизма.
Восточный вестибюль посвящен супрематизму, его основателю Малевичу и лучшим представителям Родченко, Поповой, Экстер и т.д. Западный вестибюль посвящен конструктивизму – Мельников, братья Веснины, Гинзбург, Голосов, Леонидов, Ладовский, и т. д.
А их коллега, Алексей Ган, в этот список не попал.
Впервые про Гана я узнала на учебе, выбирали темы для верстки брошюр, мне выпал он. Облазив весь интернет, прочитав кучу сайтов, я нашла лишь скудные сведения об этом человеке. Его имя предали забвению на долгие годы по решению властей.
Алексей Ган - один из ведущих деятелей конструктивизма, стремился заменить традиционные виды творчества дизайном и кино. Активно экспериментировал в области полиграфии и кинематографа.
Дружил с Родченко, Варварой Степановой, Тышлером, Кулешовым, Элем Лисицким, Стенбергами, Телингатером.
Издавал журнал «Кино-фот» (1922—1923), был членом «Общества современных архитекторов». Оформлял как художник журнал «Современная архитектура» (СА), был членом его редколлегии.
А.Б. Коноплев (внук жены Гана со слов своей матери) пишет: «Общим словом «художник» не определить точно профессию Гана, а вошедшее в нынешний обиход понятие «дизайнер» недостаточно применительно ко всему тому, что входило в круг его трудов и интересов».
Прочесть воспоминания о Гане можно здесь.
На даче архитекторов Весниных. Слева направо: С. Маслих, М. Гинзбург. А. Ган (вверху), А. Веснин, Г. Орлов, Г. Вегман.
В 1922 году Ган издает брошюру «Конструктивизм» — свой теоретический труд о конструктивизме. Хотя бы за это его стоило упомянуть среди коллег!
В «Конструктивизме» он «объявляет о смерти искусства в его традиционных формах и провозглашает торжество конструктивизма — детища индустриальной культуры».
[Содержание]
- Революционно-марксистская мысль на словах и падагризм на деле.
- Искусство — продукт общественной жизни „припадающих“ поколений.
- Конкретные общественные явления — продукт практической человеческой деятельности.
- Надо понять, что такое на деле новая идеология.
- От спекулятивной деятельности искусства к социально осмысленному художественному труду.
- Тектоника. Фактура. Конструкция.
- За интеллектуально-материальное производство коммунистической культуры борется наш конструктивизм!
- Конструктивизм на Западе.
Смотрите, какая интересная верстка. И все это вручную, использую наборные элементы в типографии!
Мне очень нравится его верстка. Чистая, строгая, но динамичная.
Помимо плакатов, Ган пробовал себя в промышленном дизайне.
Арматура улицы. Складной станок с лотком для уличной торговли папиросами или бумагой и писчебумажными принадлежностями. Улица так же как и квартира требует рабочей обстановки. Конструктивизм и сюда должен направить свое внимание и наблюдать за бытом улицы. Станок сделал в 1922 году Алексей Ган, для Моссельпрома.
Ган даже снял фильм! В 1924 году. Материалом для агитфильма была выбрана жизнь пионеров. Фильм демонстрировался на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году. К сожалению, не дошел до наших дней.
Гана немного фотографировал Александр Родченко.
А на знаменитой фотографии Родченко и Степановой на заднем плане обложки журнала, который оформлял Ган.
Между 1933-м и 1935-м Ган отправился на Дальний Восток, в Хабаровск, для работы над оформлением порта. Примерно в это же время он начинает открыто ругать власть и Сталина. Это поставило точку не только в его карьере, но и в жизни.
Ган был арестован 25 октября 1941 года. Расстрелян в сентябре 1942 года. Реабилитирован в сентябре 1989 года.